Главная » 2006 » Сентябрь » 20 » Числа 4 и 5
00:23
Числа 4 и 5

число 4 (тетрада)

Тройственный символизм четверки и ее графическое изображение

Эзотерическое значение четверки в том, что она выражает идею Божественного творчества, представляя собой Первообраз, первый акт Творения. В своем божественном аспекте четверка выступает символом Имени Непознаваемого Бога - Тетраграмматона, известного как "Йод", "Хе", "Вау", "Хе". В.Шмаков дает следующую расшифровку каждого из священных букв Имени Бога: "Йод - это эмблема Самодовлеющего Бытия, Хе - это Внутреннее Самосознание Единого Бытия, Вау - это Порождение Йода и Хе - Общий Андрогин - Самосознание Божества в Своей Божественной Природе, Хе - это Внешнее Самосознание Субстанции". В аспекте природном четверка олицетворяет собой число космических стихий, являющихся творящими силами Вселенной (земли, воды, воздуха и огня) и четыре времени года. В аспекте человеческой природы четверка символизирует собой четыре, стоящих ниже по отношению к "высшему я", тела человека - физическое, эфирное, астральное, ментальное; четыре типа темперамента - холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик; четыре жизненных периода - детство, юность, зрелость, старость.

Графическим изображением четверки считается пирамида, являющаяся объемной фигурой и символом Божественного Огня. Эта фигура формируется четырьмя треугольными гранями. Другим изображением четверки является крест - символ космического равновесия и пересечения духа и материи.

Атрибуты и сущность четверки

Сущность четверки и ее назначение - быть статической целостностью и проявлением идеальной устойчивой структуры Мироздания - предопределило ее атрибуты и свойства. Мэнли Холл дает следующую характеристику четверке с позиции пифагорейского символизма: "Тетрада (число четыре) рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник Природы и наиболее совершенное из чисел. Все тетрады интеллектуальны; из них возникает порядок, они опоясывают мир, как Эмпиреи, и проходят через него". Согласно словам Пифагора Бог является Числом чисел потому, что декада, или десять, состоит из 1,2,3 и 4, то есть потому, что четверка есть символ первых четырех чисел. Тетрада связывает собой все вещи, числа, элементы, временные структуры, проявляющиеся как периодические циклы. В.Н.Топоров указывает, что четверка всегда присутствовала во всех мифах о сотворении вселенной: "Четыре стороны света, четыре главных направления, четверка богов, или четыре ипостасных бога (к примеру, четыре Перкунаса в литовском фольклоре, которые олицетворяют четырех богов - стражей четырех сторон Света), четыре элемента, четыре времени года, а также четыре века (ведийские обозначения четырех эпох). Четыре компонента актуализируются в тех геометрических фигурах, которые имеют наиболее мифопоэтическое значение - квадрат, мандала, крест".

Пифагорейцы связывали с сущностью четверки как живого проявления Бога такие свойства, как "стремительность", "сила", "мужество", "держатель ключа к Природе" и называли ее "гармонией" и "первейшей глубиной".

Емкую характеристику четверке дает Х.Э.Керлот: "Четыре является символом земли, земного пространства, человеческой ситуации, внешних природных пределов "минимального" осознания тотальности и, в конечном счете, рациональной организации. Это число приравнивается к квадрату и кубу, а также обозначает крест, представляющий четыре сезона и четыре стороны света. По принципу четверичности смоделировано большое число материальных и духовных форм. Это число ассоциируется с материальными достижениями и со стихиями. В мистической традиции оно обозначает тетраморфность".

Каббалистическая традиция связывала с четверкой такие свойства, как устойчивость и милосердие, которые, в свою очередь, рассматривались как производные от мудрости. Четверка гармонически объединяет такие противоположные понятия и полюса, как дух и материя, движение и покой, и воплощает в себе принципы универсального порядка, целостности, симметрии, совершенного равновесия, соответствия внутреннего и внешнего, завершенность и прочность.

Интересную психоаналитическую интерпретацию смысла числа четыре, и шире - четверичной структуры мироздания, предпринял К.Г.Юнг:

"Квартерность следует понимать как некий универсальный архетип. Она являет собой логическую предпосылку всякого целостного суждения. Для такого суждения необходимо наличие четырех аспектов. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре стороны света… Четыре элемента мы встречаем повсюду: четыре первичных свойства материи, четыре цвета, четыре варны в Индии, четыре пути духовного совершенства в буддизме. Точно так же существует четыре аспекта психической ориентации, и это их свойство (собственно, количество) наиболее принципиально из того, что мы можем о них сказать. Для самоопределения мы нуждаемся в функции, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение); в другой, которая устанавливает, чем является это нечто (мышление); в третьей, которая показывает, подходит нам это нечто или нет, желаем ли мы его принять (чувство); и, наконец, в четвертой, определяющей источник этого нечто и его направление (интуиция). И это все, что мы можем об этом сказать… В идеале завершенность - это круг, сфера, а ее минимальное естественное деление - четверть.

Квартерность или квартерион часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов занимает особое положение или обладает несхожей с остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а четвертого - ангел). Именно "четвертый", дополняя трех других, делает их чем-то "Единым", символизирующим универсум. Зачастую в аналитической психологии подчиненная функция (то есть функция, которая не находится под контролем сознания) оказывается "четвертой", а ее интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуализации".

число 5 (пентада)

Тройственный символизм пятерки и ее графическое изображение

Эзотерическое значение числа пять состоит в том, что пятерка выражает идею "совершенного человека" с развитой волей, способного поместить себя в центр креста стихий и управлять ими. В своем божественном аспекте пятерка выступает символом искры Абсолюта - Монады, представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. По определению Шмакова "каждая отдельная монада - луч эманированный Божеством, является определенным аспектом Божества и вселенной". В природном аспекте пятерка означает космическую сферу с четырьмя элементами и сторонами света, управляемую единым Высшим Элементом - Духом, находящимся в центре. Иначе говоря, проявление пяти в царстве природы может быть обозначено как процесс одухотворения природы или космоса. В аспекте человеческой природы пятерка символизирует собой замкнутый и бесконечный микрокосмос Посвященного Иерофанта, Мага, находящегося в центре четырех стихий и управляющего как внешними, так и внутренними природными силами.

Графическим изображением пятерки является пентаграмма - пятиконечная звезда, выступающая либо в прямом, либо в обратном, то есть перевернутом положении. Различные тайные школы и ордена вписывали в пентаграмму фигуру человека или голову козла. Если пентаграмма прямая, тогда голова помещается в высшую точку, а расставленные руки и ноги - по другим углам фигуры. Если же пентаграмма обратная, или перевернутая, тогда фигурой, которую в нее вписывают темные ордена и школы, является фигура козла, символизирующего собой дьявола, отца лжи, носителя зла. И прямая, и обратная пентаграмма применялись в оккультной практике: прямая пентаграмма - в белых традициях и орденах для защиты от темных сил, ударов, проклятий, энвольтаций, обратная пентаграмма - в черных ложах и центрах для нанесения ударов, вызывания разрушительных сил, ослабления или даже смерти противника. Считалось, что пятая Сефира Древа Сефирот - Гебура, выступающая как основа перевернутой пентаграммы, участвовала в практике так называемого "оживления левой руки" (К.Агриппа), после чего маг получал способность внушать ужас и парализовывать волю живых существ.

Атрибуты и сущность пятерки

Сущность пятерки и ее назначение вытекает из ее происхождения, которое эзотерические учения считают сакральным и связывают с союзом четного и нечетного чисел (3+2), то есть со священным космическим браком неба и земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, микрокосмос по своей сути всегда находятся в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Начало, символизируемое пятеркой, стремится вырваться из грубоматериальной тюрьмы воплощенного существования к свободе и власти над стихиями и формами этого мира. Мэнли Холл дает следующее описание характеристик пентады:

"У греков пентаграмма была священным символом света, здоровья и жизнеспособности. Она также символизирует пятый элемент, эфир, поэтому что он свободен от влияния четырех нижних элементов. Она называется равновесием, поэтому что разделяет совершенное число десять на две равные части.

Пентада есть символ Природы, потому что, будучи умножена сама на себя, она возвращается к себе, точно также, как зерна пшеницы, рождающиеся в форме семени, проходят через природный процесс и воспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственного роста. Другие числа, будучи умножены сами на себя, дают другие числа, но только пять и шесть возвращают при этом свое исходное число как последнюю цифру в произведении".

Пятерка, как символ владычества Духа над природными силами, всегда выражала идею борьбы человека со своей смертной природой для достижения состояния бессмертия. Пятый элемент - Дух или Высшая Воля - подобно мечу поражает низшую материю души, потому в алхимии, по свидетельству Густова Мэринка, подобная практика называлась "переплавлением трупа в меч". Об этом пишет и Мэнли Холл: "Для философов было привычно скрывать элемент земли под символом дракона, и многим героям поручалось идти и сразить дракона. Тогда они вытаскивали свой меч (монаду) и вонзали его в тело дракона (тетраду). Этим завершалось формирование пентады, символа победы духовной природы над материальной".

Сущность пятерки становится понятной при рассмотрении тех чисел, которые в разных комбинациях составляют число пять. Так 1+4 представляет собой уже рассмотренный выше символ торжества Духа над Материей. Сокровенная библейская традиция заключается в отождествлении всех видов Материи, в том числе и тончайшей субстанции души в ее райском состоянии, с числом четыре - отсюда символ четырех рек, вытекающих из Эдемского Сада, движение которых находилось во власти Херувима Иезикииля, способного вращать четыре элемента подобно колесу. В том случае, если перед нами другая комбинация цифр 4+1=5, то значит Дух побежден воздействием природных сил. Если представить пятерку как результат сложения тройки и двойки, то речь может идти о совершенном или стремящемся к совершенству человеке. Если же 5=2+3, тогда данная комбинация символизирует собой черного мага. Именно об этом случае говорит Блавадская: "Число Пять было составлено из Двоячности и Троичности, и из них именно Двоячность внесла беспорядок и смятение во все, что имело совершенную форму". "Тайная Доктрина" Блавадской содержит глубокую обобщенную характеристику мистического смысла пятерки, в которой разные традиции видели различные аспекты: то пятичленного человека, то принцип индивидуального самопознания личности (манас), то "всемирную квинтэссенцию, жизненный флюид или жизнь" (Рагон, Агриппа, Мебиус):

"Оно (число пять; прим. С.Ю.Ключникова) символизирует одновременно Дух Вечной Жизни и дух жизни и земной любви - в человеческом комплексе; и оно включает божественную и адскую магию, и общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия. Таким образом, пять мистических слов или гласных, произнесенных Брахмою при "творении", которые в дальнейшем стали Пантадашами (некоторые ведические гимны, приписанные Брахме), являются в своей творческой и магической потенциальности белою стороною пяти черных, тантрических Ма-кара. "Созвездие" является как бы бессмысленным и нелепым словом, тем не менее, даже помимо его анаграмматического значения в сочетании с термином Кумара, числовое значение его первого слога и его эзотерического разрешения в число пять имеет весьма большое и оккультное значение в тайнах Природы".

Созвездие Ма-кара содержит в себе ключ к правильному толкованию его как имени: "ма" означает пять, "кара" - рука с пятью пальцами, то есть пентагон или пятиконечная звезда.

Х.Э.Керлот дает числу пять аналогичную характеристику: "Пять символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю. Это число включает в себя четыре оконечности тела плюс голова, которая их контролирует, а также четыре стороны света вместе с центром. Hieros gamos (священный брак) обозначался числом пять, так как он представлял собой союз принципа неба (три) с принципом Великой Матери (два). Геометрически пять является пентаграммой или пятиконечной звездой. Оно соответствует пятиугольной симметрии, общей характеристике органической природы, золотому сечению (как замечено пифагорейцами) и пяти чувствам, представляющим пять "форм" Материи".

Пятерка, занимавшая также видное место в библейском символизме, индивидуализирует принцип движения, искания, динамического равновесия, активности.

Полное описание принципа пятеричности, лежащего в основе числа пять дает Керлот: "Традиционно число пять символизирует грехопадение человека, но, будучи приложенным к земному порядку вещей, оно означает здоровье и любовь. Эзотерическое учение рассматривает это не как следствие, а как причину наличия пяти конечностей на руках и ногах человека. Соединение числа пять с телом человека, присущее романскому периоду, распространено по всему миру, от Англии до Дальнего Востока. Агриппа Неттеслеймский описал образ человека с распростертыми руками и ногами, соответствующий пентаграмме. На числе пять основано много талисманов и амулетов - не только в связи с человеческим телом, здоровьем (или физической целостностью), любовью, но и потому, что пятеричность символизирует весь материальный мир (выраженный четверичностью) плюс центр или пятая (высшая) сущность. В Марокко, например, чтобы уберечься от дурного глаза, повторяют фразу "хамса фи айнек" ("пять в твой глаз"). Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом пятеричности: существует пять религиозных обязанностей, пять ключей к тайному знанию, пять главных молитв и пять раз повторяемая священная клятва. У китайцев пять является самым важным из чисел. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок. По пятеричной "модели" образовались (среди других) такие группы, как: пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); пять природных форм (металл, растения, вода, огонь, земля); пять цветов (белый, черный, синий, красный, желтый); пять музыкальных тембров (бронзовый, каменный, шелковый, деревянный и глиняный); пять основных ландшафтов (горы и леса, реки и озера, холмы и поля, родники и болота)".

Категория: Вибрациии чисел | Просмотров: 1387 | Добавил: Айрис | Рейтинг: 5.0/4

Читайте также:

[2019-04-07][Биоэнергетика]
Растения в нашем доме (6)
[2019-04-05][Биоэнергетика]
Аура дома - путь к благополучию (5)
[2019-04-03][Ваше здоровье]
С чем связан лишний вес? (5)
[2019-03-27][Аспекты Фен-Шуй]
Талисманы, которые привлекут деньги (6)
[2019-03-26][Аспекты Фен-Шуй]
Бамбук и его воздействие по фен-шуй (5)
[2019-03-25][Биоэнергетика]
Как проявляется самосглаз (6)
[2019-03-25][Саморазвитие]
Помощь и сила аффирмаций (8)
[2019-03-24][Ваше здоровье]
Влияние обиды на здоровье (5)
Всего комментариев: 6
6 cerafim  
Очень интересная информация, спасибо Стелана! flower Но интересно еще и то, что у Вас день рождения, как и у меня 04.04 !
tongue А 04.04.04 мне исполнилось 40! biggrin

5 Птица  
Спасибо за разъяснение моей 4-рочки biggrin

4 delfi  
Cпасибо, Стелана! очень интересная информация!

3 афоня  
А какой водопадик!!! Чудо!!! biggrin

2 афоня  
Очень люблю пятерочку! Даже воду почему-то стараюсь пить по 5 глотков. Отличная информация, спасибо! flower

1 Natalya  
biggrin Спасибо Стелана за очень содержательное изложение нумерологии. biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]