Из книги Энсли Мирс "Лечение без лекарств. Самоуправление напряженностью и болью" САМОУПРАВЛЕНИЕ БОЛЬЮ УТРАЧЕННАЯ НАМИ СПОСОБНОСТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ С БОЛЬЮ. Мой личный опыт и опыт моей работы показывает, что мы обладаем способностью контролировать чрезмерную боль. Но каждодневная жизненная практика в равной степени доказывает обратное - в обычных обстоятельствах мы совершенно неспособны использовать эту способность. Как видно, мы, цивилизованные люди, потеряли умение контролировать боль. Между тем, некоторые примитивные народы еще сохраняют эту способность и в результате справляются с болью лучше, чем более цивилизованные и развитые люди Запада. Эта мысль очень важна для практики самоуправления болью, ибо она помогает понять, что мы не беремся за что-то новое и трудное, а просто заново учимся использовать способность, которая у нас есть. НЕДОСТАТОК БОЛЕВОГО ОПЫТА. Одна из причин нашей относительной неспособности справляться с чрезмерной болью - это просто недостаток опыта в этом деле. Жизнь западного общества организована так, что у нас очень мало личного опыта боли, за исключением редких визитов к дантисту, да и он делает нам анестезию, если считает необходимым, или мы пожелаем этого. Это замечательное достижение имеет неудачный побочный эффект - мы стали менее способны справляться с острой болью, когда она случается, и мы все чаще прибегаем к болеутоляющим средствам при все менее острой боли. ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ БОЛЬЮ 1. СНИЖЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ НАПРЯЖЕННОСТИ. Это первый принцип. Он существен, так как напряженность усиливает боль. Снижение напряженности достигается нашим пониманием природы боли, нашей готовностью встречать и разрешать конфликты, вызывающие напряженность, и практикой релаксационных ментальных упражнений. 2. ИЗБЕЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ, КОТОРЫЕ УВЕЛИЧИВАЮТ БОЛЬ. Это означает, что что бы ни случилось, мы не должны позволить себе быть охваченными страданием, которое легко провоцируется болью. Мы должны оставаться реалистами, если боль приведет нас к мыслям о вине за прошлые поступки. Мы должны остановить в себе чувство страха, которое только обостряет боль. Всего этого мы достигаем с помощью душевного спокойствия, приобретаемого практикой релаксационных ментальных упражнений. 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ, КОТОРЫЕ УМЕНЬШАЮТ БОЛЬ. В соответствии с обстоятельствами и нашими индивидуальными качествами мы можем использовать разные психологические реакции для уменьшения боли. Мы можем делать все возможное, чтобы отречься от боли, использовать разные способы отвлечения внимания, чтобы забыть о ней . Если наши индивидуальные качества позволяют, мы можем отделить себя от боли и стоять в стороне от нее или даже сделать больную часть тела нечувствительной. Мы можем практиковать самовнушение, и большинству из нас это поможет, при условии, что мы будем заниматься этим в состоянии ментальной релаксации. 4. ПРАКТИКА РЕЛАКСАЦИОННЫХ МЕНТАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ. Это, безусловно, является основой подхода к самоуправлению болью. Ослабляется напряженность, устраняется страдание, дается возможность использованию самовнушения и уменьшается степень боли. Любая система, успешно применяемая для самоуправления болью, базируется на спокойном душевном состоянии. Система, здесь описанная, проста и эффективна и может быть освоена почти каждым, кто настроит себя на нее. 5. ВЫРАБОТКА РЕФЛЕКСА ПРОТИВ БОЛИ. Это становится возможным при спокойном душевном состоянии, достигаемом с помощью упражнений. Мы подвергаемся воздействию сначала слабого болевого раздражителя. Мы не выведены из равновесия. Постепенно мы используем более сильный возбудитель воли, мы поддерживаем спокойное душевное состояние, и снова равновесие не нарушается . Вскоре мы можем терпеть довольно сильную боль без ощущения неудобства . С помощью этого процесса мы учимся меньше поддаваться боли. Но такая закалка от боли возможна в действительно расслабленном и регрессивном ментальном состоянии . 6. ПРИНЯТИЕ БОЛИ В ЧИСТОМ ВИДЕ. Это последний из шести принципов самоуправления болью. Вы можете найти его более трудным для понимания, чем другие. В действительности, он совершенно естественно вытекает из практики других принципов. Если вам слишком трудно поверить в то, что чистая боль, то есть боль, отделенная от какой - либо психологической реакции, не вызывает болевых ощущений, сконцентрируйтесь на других принципах, которые вам легче понять. И когда вы освоите их, вы сами придете к ясному пониманию фундаментальной истины этого последнего утверждения, что чистая боль не причиняет боли. РЕЛАКСАЦИЯ В НЕУДОБНОМ ПОЛОЖЕНИИ Для того чтобы приучить себя меньше страдать от боли, мы умышленно принимаем неудобные положения, поддерживая в то же время спокойное и расслабленное ментальное состояние, так чтобы неудобство не мешало нам. И поскольку оно не мешает нам, мы не воспринимаем его как неудобство. Вы страдаете от боли. А я предлагаю вам подвергнуть себя еще и неудобству. Я могу предсказать вашу реакцию. „Нет, я и так достаточно страдаю. Я не хочу больше. Я не вынесу большее страдание". Такая реакция понятна. Но помните две вещи. Вы не испытаете никаких не приятых ощущений. Вы просто примите положение, которое, по сравнению с обычным, будет менее удобным, но вследствие расслабленного ментального состояния вы не почувствуете неудобства. Мы должны подойти к этим упражнениям душевно подготовленными. Закаливание от боли - вещь совершенно естественная и разумная. У нас никоим образом нет оснований чувствовать себя неловко или неприятно в связи с этим. Мы сохраняем естественность и непринужденность, как в упражнениях по релаксации. Есть два важных принципа, которых необходимо придерживаться. Мы должны быть абсолютно расслабленными и спокойными перед началом упражнений. Если по какой - либо причине мы не можем достичь такого состояния, мы не приступаем к упражнениям, а ждем, пока оно не придет. И второе, мы должны очень постепенно увеличивать степень неудобства, так чтобы оно никогда не выводило нас из состояния равновесия. На первых порах можно лечь на твердую поверхность, на пол, например, вместо кушетки, или сесть на твердый стул вместо мягкого кресла . Прежде чем приступить к любому упражнению в неудобном по¬ложении, мы всегда несколько минут практикуемся в привычных условиях, чтобы прежде всего привести себя в расслабленное состояние. Когда мы привыкли к одному положению, мы постепенно переходим к другим, более неудобным, например, лежим на твердой поверхности с камнями под спиной или защемляем зажимом складку кожи. Главное поддерживать состояние релаксации во время выполнения упражнений и продвигаться очень медленно, чтобы неудобство никогда не мешало нам. Если мы обнаруживаем, что что-то все-таки начинает нас беспокоить, мы ни в коем случае не прекращаем упражнений тут же. Напротив, мы должны расслабиться более глубоко, и тогда ощущение неудобства, прорвавшееся в наше сознание, пройдет. Тогда и только тогда, когда мы снова взяли вещи под контроль, мы заканчиваем упражнение. УПРАЖНЕНИЯ НА ИСПЫТАНИЕ БОЛЬЮ ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ИСПЫТАНИЕ БОЛЬЮ. Вы можете сказать: „Я достаточно страдаю . Что хорошего даст прибавление боли?" Я уже просил вас следовать за мной и прошу вас об этом снова. Да, вы страдаете. Но вы страдаете от неконтролируемой боли, с которой вы ничего не можете сделать. Правильнее сказать, у вас есть опыт боли, которую вы не можете контролировать. Я же хочу дать вам иной вид опыта боли, с которой вы можете справиться. В этом опыте не имеет значения, если боль будет очень слабой. Важно, что это ваше новое переживание в контроле над болью. ТРУДНОСТИ В УПРАЖНЕНИЯХ С БОЛЬЮ. Упражнения для физического здоровья тела - вещь обычная. Но идея упражнений в ментальной релаксации многим людям кажется странной даже, когда приемлется ими. Теперь мы подходим к боли; и мы обнаруживаем, что идея упражнений с болью настолько необычна для большинства людей, что они с трудом принимают ее вообще. Но не только из - за необычности самой идеи люди неохотно соглашаются с ней. Есть для этого еще причины . Как в вопросах секса, есть некий вид табу и по отношению к боли. И для этого есть основания. Обсуждая мазохистское приукрашивание боли, я говорил о природе и происхождении садизма и мазохизма. Идея испытания сексуального удовольствия через причинение или принятие боли отвратительна и шокирует нас. Очевидно, запрет на любое добровольное испытание боли является фактически защитным механизмом против активизации садистско-мазохистских свойств, спрятанных глубоко внутри нас. Вследствие подсознательного действия табу люди ненавидят экспериментировать с болью, и если делают это, то часто встречают непонимание со стороны коллег по профессии, как было и с теми, кто первым начал писать о сексе. Кроме проблемы табу есть и значительные практические трудности. Упражнения с болью заставляют нас ощущать боль, чего никто из нас не любит. Другая трудность — найти подходящий болевой раздражитель, который не причинит телу особых повреждений. Для этой цели теперь широко используется электрошок, ибо он не повреждает ткань. Однако это биологически неестественный раздражитель, так как о своем эволюционном развитии мы не испытывали боли такого рода. Поэтому я предпочитаю использование более простых натуральных видов болевых стимуляторов. ОПЫТЫ С БУЛАВОЧНЫМИ УКОЛАМИ. Это простой и прямой способ обеспечения слабого болевого раздражения. Вы можете внезапно почувствовать: „Но я не могу уколоть себя иглой. Одна мысль об этом выводит меня из равновесия". Если почувствуете подобное, вспомните, сколько диабетиков произносили эти слова. Но после нескольких первых попыток они забывают об этом и делают себе инъекции естественно, почти не испытывая болевых ощущений. Вы скажете: „Но диабетик обязан научиться этому, а я нет". Но и вы должны. Вы должны, если хотите управлять болью. И опыт тысяч диабетиков доказывает, что этому, действительно, легко научиться. Заверните рукав на левой руке, так чтобы обнажилось предплечье . Возьмите булавку в правую руку. Теперь, прежде чем делать что-то, расслабьтесь. Не торопитесь, сделайте это надлежащим образом. Почувствуйте релаксацию в теле, в лице. Ощутите покой. Освободите себя. Ваши глаза полузакрыты. Вы видите руку и конец булавки на коже. Он делает в коже маленькую вмятину. Вы отводите булавку. Вы немного удивлены, что ничего не случилось. Вы совсем ничего не почувствовали. Вы полностью расслаблены, чувствуете это в лице. Вы снова видите конец булавки в коже. На коже образовалась вмятина . Не чувствуете никакого неудобства. Отводите руку с булавкой. Вы все еще полностью расслаблены. Повторяете все снова. Булавка делает вмятину в коже. Вы полностью расслаблены. Нажмите на булавку сильнее. Она вонзается в кожу. Вы оставляете ее там. Вы смотрите на булавку, воткнутую в кожу. Ощущение релаксации призывает вас. Вы выдергиваете булавку. Все это очень просто. Но именно поэтому проделайте все это. Опять же, поскольку это просто , не ограничивайтесь простым втыканием булавки в кожу. Каждый может воткнуть булавку в кожу. Помните, что вы делаете определенное упражнение для определенной цели. Если вы сократите упражнение, весь смысл его потеряется. Существенная особенность упражнений состоит в сохранении состояния ментальной релаксации в течение всего времени, пока оно делается . В этом первом упражнении полезно дать концу булавки на мгновение просто прикоснуться к коже, не надавливая на нее. Делая это сначала медленно и осторожно, мы даем себе время приспособиться к ситуации, и это также помогает нам поддерживать расслабленное состояние. Не пытайтесь продвигаться слишком быстро. Старайтесь быть спокойными и естественными. Растяните опыты на несколько дней, делая каждый раз немного больше. Поупражнявшись немного таким образом, мы можем вводить булавку в кожу более решительно, не испытывая при этом неприятного ощущения. Теперь мы можем изменить опыт и вместо осторожного прокалывания кожи булавкой быстро пронзаем ее. У нас нет дополнительного времени для приспособления к ситуации, как это было раньше . Мы сильно расслаблены, полностью расслаблены. Мы берем булавку и для начала делаем несколько коротких уколов. Мы так расслаблены, что наши глаза открыты только наполовину. Мы видим булавку, пронзающую кожу. Это не беспокоит нас. Мы очень, очень расслаблены. Колем немного сильнее. Теперь булавка воткнута в кожу. Оставляем ее там. Смотрим на нее. Затем выдергиваем ее. |