Каждый ребенок, появившийся на свет, нуждается любви. Конечно, первоначально — это любовь родителей. Ребенок ждет этой любви и сам хочет дарить свою любовь им. Когда любовь ребенка к родителям отвергается, вызванная этим боль может быть описана, как чувство «разбитого сердца». Как и каждая боль, она приводит к оттоку крови с поверхности тела к центру и вызывает чувство тяжести и безнадежности. Полученный в детстве опыт «разбитого сердца» может иметь следствием избегание любви, когда человек станет взрослым. Это не значит, что он не будет желать любви, но его импульс к выходу за пределы своей личности будет полным колебаний. Он не будет идти от всего сердца. Если воспоминания о боли живут в бессознательном человека, страх сдерживает его от выхода за свои пределы, а без этого переживание любви невозможно. И организм остается под контролем травматического опыта, тормозящего приток крови к поверхности тела. Большое значение имеет выражение любви через телесный контакт — объятия, поцелуи, прикосновения — все это вызывает у нас позитивные эмоции и укрепляет чувства. Отдергивание руки при встрече, уклонение от объятий — воспринимается как выражение холода и враждебности. Если родители обделяют детей проявлением физической сердечности — это задевает их за живое. Лоуэн говорит о том, что многие его пациенты жаловались, что их редко прижимали к себе и целовали в детстве родители, хотя последние утверждали, что очень их любят. Они могли и в самом деле любить их, но не выражали любовь таким образом, чтобы дети могли ее почувствовать. Дети имеют два объекта любви — отца и мать. В контакте с ними они познают радость, которая возможна, когда мы любим и когда любят нас. Каждый ребенок проходит через фазу, когда любовь родителей была абсолютна и за нее не надо было бороться. Но радость младенчества и детства не продолжается долго. У детей, к которым плохо относятся родители, это состояние блаженства грубо прерывается. Любовь уничтожается, но мечта о ней не погибает, так как без нее жизнь была бы безрадостной и пустой. Это надежда отыскать потерянный рай придает смысл нашей жизни, и как только встречается кто—то каким—то образом напоминающий нам утраченного любимого человека, происходит чудо — мечта становится реальностью. Но в большинстве случаев реальность оказывается иллюзией. Здесь проблема кроется под понятием самой любви. Само слово любовь описывает два разных чувства. Одно из них — тоска, возникающая из—за недостатка близости. Другое — рожденная из полноты чувств потребность в близости любимого человека. Первый вид любви — это чувство подлинное, но инфантильное и детское. Оно имеет в себе что—то деструктивное, так как его цель — пленение другого человека. Когда возникает привязанность, человек, вызвавший зависимость, не позволит другому быть независимым. Это пленение включает в себя и эротические связи. Они приносят лишь частичное удовлетворение. А второй вид любви, возникающей из глубины сердца, — зрелое чувство. Оно не пленяет любимого человека. Человек, который любит так, является свободным и дает свободу. Доктор Лоуэн указывает на то, ребенок испытывает к родителям двоякое чувство. С одной стороны, он их любит, за то они дали ему жизнь и обеспечили его различными благами. С другой, — он испытывает к ним ненависть за то, что они отвергают его любовь, его права выражать свои эмоции и желания и одновременно ребенок испытывает за эту ненависть чувство вины. Таким образом, злость и ненависть подавляются. А проявляются они потом в мышечных напряжениях лица и тела, в инфарктах и болезнях, в боязни отдаться любви полностью. Необходимо знать, что импульс, лежащий в основе сердца — это потребность в сближении. Если он игнорируется — мы реагируем злостью. В состоянии злости кровь наполняет мышечную систему. Если проявление злости сможет вернуть любовь, то возбуждение в мышечной системе разряжается. Мышцы возвращаются в состояние релаксации и мягкости, что делает возможным появиться на поверхности тела импульсам любви. Если выражение злости встречает враждебную реакцию, то человек вынужден прекратить отношения, поскольку такая реакция нарушает его право на удовлетворение собственных потребностей. Родители очень часто отказывают ребенку в таком праве, так как относятся к проявлению его злости, как к подрыву своего авторитета. Лоуэн утверждает, что использование силы или авторитета в отношениях, опирающихся на любовь, равносильны предательству. Вследствие своей зависимости ребенок не может выйти из этих отношений, он остается в них, и его любовь перерождается в ненависть. Он подавляет в себе злость, а импульс к сближению замораживается. Таким образом, блокируются, оба движения, оставляя человека в состоянии спазма и хронического напряжения в мышцах. Как уже говорилось выше, вместе с ненавистью у ребенка появляется чувство вины о том, что, он был бы достоин любви, если бы заслужил ее хорошими поступками. Если бы не это чувство, он воспринимал бы себя как достойного любви, несмотря на то, приемлемо его поведение или нет. То, что он испытывает злость к тому, кто причинил ему боль и ненавидит того, кто предал его любовь, не делает его плохим. Но родителям совсем несложно убедить его в обратном. Ребенок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая—то ошибка, так как в его сознании не укладывается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если «хорошее поведение» гарантирует ему любовь, то ребенок сделает все, что в его силах, чтобы быть «хорошим», вместе с подавлением плохих чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к тем, кого надо любить. Это вызывает хроническое мышечное напряжение, особенно в верхней части спины. Перекладывая чувство вины на ребенка, родитель отрицает собственную ответственность. Ребенок не имеет права выбора — он должен принять на себя вину, что нарушает его невинность и ставит крест на детстве. Конечно, большое значение имеет у взрослого человека получение удовлетворения от физической любви. Высшее проявление любви — это соединение двух людей. Но для многих какой—либо сексуальный контакт с любимым человеком является неосознанным табу. Причина этого кроется в детских переживаниях эдиповой фазы, а результатом является расщепление личности, отделение чувств от сексуального влечения. Доктор Лоуэн говорит о том, что люди бояться отдаться «божественному безумию», поскольку эго говорит нам о том, что мы не чувствуем себя в достаточной безопасности, чтобы отбросить всяческий контроль. Этот контроль является защитой от душевных травм и проявляется посредством напряжения мышц, особенно в области сердца. В детстве такая защита помогла выжить и пережить боль, но во взрослой жизни она только мешает. Бессознательный страх отвержения перерождается в страх любви. Когда мы не любим, мы не рискуем потерять любовь и не можем быть отвергнуты. Но таким образом, мы попадаем в ловушку наших собственных защитных механизмов, само существование которых вызывает тот эффект, что наихудшие опасения становятся реальностью. На глубоком уровне, в сердце — такой человек остается ребенком, который не отделился полностью от матери для того, чтобы стать кем—то, способным к самостоятельной жизни. Поскольку такой человек требует любви, но боится ей полностью отдаться, он строит со своими партнерами отношения, в которых они взаимно используют друг друга. Такие отношения могут быть теплыми, но они маскируют страх самоотдачи. Они являются бессознательным повторением отношений, связывающих такого человека с матерью или отцом. На глубоком уровне страх любви идентичен со страхом перед противоположным полом. Все мужчины бессознательно идентифицируют женщин со своими матерями, а женщины — мужчин с отцами. Такая идентификация естественна. Если бы родитель противоположного пола был хорошим, любящим, сильным, то ребенок не имел бы никаких проблем со своими партнерами в будущем. Более того, Лоуэн утверждает, что здоровые дети — это результат любящих родителей. Лоуэн говорит и о том, что ребенок, выросший в семье, где ему не хватало абсолютной любви, за которую не нужно было бороться, будет потом всю жизнь доказывать, что он хороший и что он достоин любви. Но этот путь не ведет к счастью и здоровью. Необходимо отбросить борьбу и признать свое поражение, что абсолютной любви от родителей, которая была так необходима в детстве, мы уже не получим. Человек теряет энергию, неустанно борясь за нее. Принятие этой потери болезненно и связанно с признанием поражения, против этого восстает эго. Но это признание освобождает от прошлого, от ненависти и помогает открыться любви. Любовь — это сердце, а сердце — это источник любви. В любви всегда существует возможность быть отвергнутым. Она может принести боль. Но боль можно разрядить посредством плача, а без любви — тоска точит сердце, что нередко приводит к инфарктам и ранним смертям. Да, и сам человек не чувствует себя в полной мере ни живым, ни мертвым. Он чувствует в своем сердце любовь, но не может добраться до нее из-за барьеров, которые возвел для того, чтобы сохранить свое сердце. Лоуэн считает, что отношение между сердцем и головой должно выглядеть следующим образом — сердце должно говорить нам, что мы должны делать, а голова — находить наилучшие пути, как этого добиться. по книге А.Лоуэна «Секс, любовь и сердце» Александр Лоуэн — выдающийся американский психотерапевт |