Креативность, или способность человека к творческому,нестандартному мышлению, несомненно важна для его жизненногоуспеха. Но креативность не любая, а практически направленная. Не творчество ради творчества, а то, что может быть востребованным "здесь и теперь". Как ей научиться? И возможно ли это? Обучение креативности - в прямом смысле обучение человека способу более полного использования... собственного мозга. Это обучение навыку вхождения в специальное креативное состояние - в особое, или в измененное состояние сознания, в котором начинает более активно использоваться подсознательная "половинка" мозга (правое полушарие). Именно этим оно отличается от привычного, обыденного состояния сознания, в котором человек находится в плену стереотипов, идет по проторенным путям, ведомый всего лишь одной половинкой своего мозга - его левым полушарием. Тем самым человек переключается на иной, альтернативный способ мышления, дополняющий мышление привычное и дающий возможность по-новому взглянуть на ситуацию, увидеть нестандартное решение проблем. Дело в том, что левая и правая "половинки" нашего мозга думают по-разному. Специальность левого полушария - мышление словесно-логическое, то есть все то, что может списываться словами и цифрами, мышление "одномерное", линейное, жестко-стереотипное. Правое же полушарие использует несловесный, нтуитивно-образный способ мышления - более гибкий и творческий, разветвленный. Именно благодаря последнему в измененном состоянии сознания, когда у человека "раскрепощается" правое полушарие, высвобождается его творческий потенциал, направляемый на решение конкретных задач. Кроме того, в "правом" правополушарном) состоянии сознания у человека снижается внутренняя критика, временно усыпляется его бдительная психологическая "цензура". Благодаря этому обходятся многочисленные психологические запреты, являющиеся преградой для творчества и нестандартного мышления - те внутренние барьеры роста, которые препятствуют человеку стать самим собой, в полной мере проявить свою индивидуальность. Таким образом, повышение креативности в подобном "измененном" состоянии достигается за счет: - перехода к другому, более гибкому способу мышления, создающему нестандартные решения; - снятия внутренних психологических барьеров, препятствующих поиску решений; - повышения обучаемости (сенситивности). На последнем остановимся подробнее. С точки зрения науки, "измененное" состояние представляет собой "возврат в детство" - но не в смысле оживления детских воспоминаний, а в смысле достижения определенного состояния нервной системы. Состояния, в котором взрослый человек уподобляется ребенку, который легко обучается всему новому. Особенно тому, что он должен усвоить в определенном возрасте, следуя заложенному природой плану развития. Той информации, к которой детская нервная система особенно восприимчива: вначале - освоение движений, затем речи, затем "кирпичиков" логического мышления... Соответствующие периоды роста в психологии именуются повышенно восприимчивыми, или сенситивными. Тогда "измененное" состояние представляет собой искусственно созданный подобный период повышенной восприимчивости и обучаемости. Конечно, кратковременный (несколько минут или десятков минут), предназначенный для усвоения конкретной информации или поиска определенных решений. Может ли быть такая "выученная" креативность реально, практически полезной? Сошлемся на интервью известного предпринимателя (FHM // Сентябрь 2003), в котором он приводит свой рецепт обучения креативности: "Научись смотреть на окружающий мир так, как будто ты в первый раз его увидел. Глазами ребенка, то есть удивляться всему увиденному... Потом, когда ты все увидишь, включи знание, и вот тогда можно оценить увиденное: Это в некотором смысле транс, причем я умею делать это в секунды". Практическая ценность подобного подхода доказывается впечатляющими финансовыми результатами... Поставим вопрос практически: как этому научиться? Заняться своим внутренним ростом! Автор- Марк Сандомирский |