Если вы покажете мне человека, который сегодня живет, не испытывая никакого стресса, я не поверю ни вам, ни ему. Хотя допускаю, что такие люди все-таки есть. Это либо просветленные духовные мастера, либо счастливые бездельники, чьи проблемы оплачиваются за чей-то счет.О стрессе сегодня знает каждый человек, ведь почти никому не удалось избежать его липких объятий. Он подкрадывается бесшумно, незаметно, как карманный вор в трамвае, но вместо портмоне похищает наши силы, энергию и спокойствие. Сей монстр всегда связан с усталостью, истощением, ослаблением и телесного, и душевного начала.Сам термин «стресс» был введен в научный, а затем и в общепопулярный оборот в 1932 году канадским психофизиологом Гансом Селье. Ученый определил его как защитную реакцию организма, возникающую в ответ на неблагоприятные изменения среды.В случае чрезмерного утомления наступает период так называемых неспецифических, неожиданных реакций: организм начинает опознавать даже самую мелочь как опасную угрозу и работает в сверхнапряженном режиме. Было бы неправильно сводить стресс к избыточным биологическим реакциям, — он относится, прежде всего, к психологическим факторам. Вначале перенапрягаются психика и сознание, и уже потом, вслед за ними, изнашиваются тело и внутренние органы. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, болезненной обидчивости, сужении объекта внимания, падении интереса к жизни, нежелании Аработать и напрягаться, ослаблении защитной силы. Человек внезапно обнаруживает, что у него как будто кожа стала тоньше, а порой ощущает, что она совсем исчезла. Помимо болезненной ранимости нарастает ощущение тяжести бытия. Личности, испытывающей стресс, начинает казаться, что она не живет, а несет на своих плечах многопудовый рюкзак с кирпичами, который как бы прирастает к телу. Если мы не научимся правильно реагировать на беспокоящие нас обстоятельства, то мы быстро износим свою нервную систему и психику, не говоря уже о теле. Кроме того, не следует забывать, что физиологический стресс заставляет выделять надпочечники норадреналин, а психологический стресс, сопровождающийся тревогой, страхом или гневом, — адреналин. После этого учащаются пульс и дыхание, повышается кровяное давление, меняется состав крови, и по цепной реакции возникают сердечно-сосудистые заболевания: атеросклероз, инфаркт, инсульт, а иногда и психозы. Во время стресса неизбежно происходят и серьезные биоэнергетические перемены. В нормальной ситуации биоэнергетический каркас человека окружен так называемой заградительной сетью, охраняющей тонкое тело человека от негативных воздействий, энергетических ударов и вторжений. Если человеку кто-то наносит подобный удар, — его заградительная сеть напрягается и отражает нападение. А при стрессе аура человека делается рыхлой, внутренне аморфной и поникшей, подобно спущенным парусам. Снижается эмоциональный тонус, слабеет воля. В этом состоянии с человеком можно делать что угодно. Стресс не только деформирует ауру, но и пробивает ее. В результате через эти прорехи начинает утекать психическая энергия. Был ли стресс у Будды? Чтобы выделить самые главные, глубинные причины стресса, полезно обратиться к древним духовным традициям, например, к буддизму, в котором этой проблеме придавалось исключительное значение. Правда, в то время стресс называли проще — страданием. Строго говоря, стресс — это разновидность страдания, порожденного современной цивилизацией с ее выматывающим ритмом жизни и искусственными потребностями. Попробуем переложить две первые благородные истины буддизма на сегодняшний язык психологии, и они во многом ответят на наши вопросы: • Жизнь полна страданий (стрессов). • Желания — причина страданий (тех же стрессов). Удивительно! Ведь без желаний нет движения, поступков и действий, следовательно, нет ошибок, на которых учатся. Как объяснить этот парадокс? А все дело в том, какие именно желания бродят в нашем сердце. Буддизм говорил о слишком страстных, изматывающих желаниях, когда человек хочет добиться вожделенного результата любой ценой и немедленно. А если точнее, глубинная причина стресса заключается не столько в самих страстных желаниях, сколько в невозможности их быстрого или полного удовлетворения. К страданиям (стрессам) приводит, согласно буддизму, и слишком ярко выраженный материальный характер наших желаний, — в священных текстах они сравниваются с соленой водой океана, которой невозможно утолить жажду. Автор -психолог С.Ключников |