Ум является довольно ограниченным инструментом с помощью которого человек познаёт мир и самого себя. Шесть каналов восприятия (пять органов чувств и осознавание мышления) относятся к шести познавательным способностям ума, направленных на исследование различных объектов мира. Но, несмотря на это разделение и спецификацию, ум остаётся несовершенным орудием постижения, пока он находится под влиянием тройственных сил (возбуждения, торможения и нейтральной связанности). Воздействие этих трёх энергий (гун) возникает от первичной разделённости ума состоянием двойственности (дихотомии). Пока разум человека остаётся подчинённым законам двойственного восприятия истинное видение Реальности, подлинная ясность и мудрость сознания недостижимы. Разобщённый ум формирует в самом себе массу иллюзий и ложных идей, дробя мир на добро и зло, чёрное и белое, разрывая единую "ткань Реальности". Это приводит к накоплению ограниченных шаблонных реакций на возникающие ситуации жизни, предвзятых мнений, эгоистических идей и мотиваций. В "тисках" эго врождённые творческие способности разума подавляются и вырождаются. Иллюзорная оболочка эго - это непроницаемое покрывало, закрывающее высший Свет мудрости, идущий из глубины души, из природы Сознания (атмана). Разум человека, подчинённый силам личного эго, сужается, утрачивает проницательность и ясность. Обусловленная двойственностью эгоцентричная личность мыслит ограниченными категориями, преломляя все идеи сквозь призму собственных корыстных интересов. Жёсткие рамки накладываемые эго на ум - это ментальная тюрьма для сознания индивидуума, в таком состоянии разум человека не может нормально развиваться. Выход за пределы эгоистических воззрений приводит к постепенному расширению сознания адепта и проявлению в нём трансцендентального Света Реальности. Когда разум не ограничен условностями стереотипных представлений - нет границ для творческого самопроявления. Возрастает глубина сознания и становятся доступными высшие планы Реальности, миры тонких психических измерений (астральные и каузальные планы). Достигаются уникальные духовные качества и раскрываются сверхспособности (сиддхи). Абсолютный идеал духовной эволюции человека - достижение Просветления является одновременным Освобождением Сознания (мокша) от всех ограничивающих факторов. Это истинная Свобода Ума. 1. 1. 1. |