Учатся вождению подчас не по личной прихоти. Нередко “права” бывают очень веским аргументом в пользу владельца при конкурсном приеме на работу; порой у молодой мамы появляется необходимость возить ребенка в особый детский садик на другой конец города; а иногда машина сваливается на кого-то в качестве подарка или наследства... Во всяком случае, вовсе не значит, что у всех многочисленных курсантов автошкол денег куры не клюют и при этом прорва свободного времени. Просто действительно автомобиль сегодня становится именно не столько роскошью, сколько средством передвижения. А то и получения средств к существованию. Но прежде чем говорить о различных психологических тонкостях и сложностях процесса обучения вождению машины, подумаем над другим вопросом: а так ли однозначно утверждение "уметь водить машину – это очень хорошо и всем нужно?" Ведь таковое умение, даже при отсутствии личного автомобиля, дает дополнительную свободу. Всем ли она нужна? Более того, для многих это умение означает не столько свободу, сколько дополнительные обязанности, трудности и прочие неприятности. ПЕРВЫЕ ШАГИ И ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ На курсах шоферов: - Господи, сколько разных правил! Жизни человеческой не хватит, чтобы все их нарушить! Решение "учиться ли водить машину" лучше принимать строго индивидуально, согласуясь со своими внутренними потребностями и задачами. Иначе как раз и может получиться ситуация, в которой инструктор по вождению говорит про человека "необучаемый" – а у этого человека просто есть свои внутренние (и не всегда осознаваемые) доводы ПРОТИВ того, чтобы учиться водить машину. Он ставит сам себе (тоже подчас бессознательно) в этом процессе непреодолимые преграды и препятствия, успешно (для себя) в них утыкается… и становится тем самым "необучаемым", на которого так сетует многострадальный инструктор. А все потому, что у такого ученика "по факту" умения водить оказывается больше минусов, чем плюсов. Причем ученик сам может об этом и не догадываться. Возьмем самый "избитый" пример: муж предлагает жене пойти учиться вождению – а порой не просто предлагает, а даже настаивает! Некоторые мужья обладают достаточным прагматизмом, чтобы понять: супруга с "правами", а то и с собственной машиной – дело достаточно удобное. Она вполне может съездить в тот же магазин за покупками, не дергая супруга лишний раз (особенно если покупки не очень тяжелые); она может отвезти детей на занятия или кружки; она может без участия мужа навестить свою маму… да что греха таить, подчас супругу можно и попросить отвезти домой слегка перебравшего мужа с праздничной вечеринки. А теперь другой вопрос: каждой ли супруге нужны такие права, они же одновременно и обязанности? Что, если женщина принципиально хочет, чтобы супруг всегда присутствовал при ее посещении магазина? Что, если ей важно, чтобы именно ОН возил детей на занятия или кружки (потому что, скажем, ее актуальному социуму важно показать, что "и муж занимается детьми тоже"); что, если для нее принципиально, чтобы и он вместе с ней навещал свою тещу? И наконец, что, если она желает, чтобы ее супруг на вечеринках вообще не пил? Не говоря уже о такой ситуации, когда жена, сидя на пассажирском сиденье, ощущает, что она "управляет мужем, который управляет машиной". А так ей предлагается самой "управлять ТОЛЬКО машиной" – целая ступенька в ее иерархической пирамиде выпадает! А если при этом еще муж с пассажирского сиденья будет то и дело отпускать замечания и соответственно управлять ЕЮ? В таком случае жене тоже от умения водить машину будет больше шишек, чем пышек. И для мужчин то же самое: первое, что приходит в голову – банальный отказ от алкоголя. Хотя бы на дружеских вечеринках, особенно если нет такой возможности, как собственный водитель или "водитель по вызову". Увы, для иных представителей сильного пола, как вроде бы ни странно, алкоголь пока еще дороже, чем свобода, получаемая при управлении автомобилем. Вот еще пример того, что из подобного мужчины вполне может получиться "необучаемый авто-студент". Или молодой человек, которого родители устраивают на хорошую работу, но для этого необходимо иметь "права категории В"? И тут вся закавыка в том, что подобрали ему эту работу именно родители? да он из чувства протеста может стать полностью "необучаемым вождению"… И так далее, и тому подобное. В итоге рискну сделать такой вывод, хоть и достаточно спорный: нет людей, совсем необучаемых искусству вождения; есть люди с "недостаточным внутренним стимулом к этому". Так что прежде чем приступить к обучению водить автомобиль, важно взвесить ВСЕ личные доводы "за" и "против", а также адекватно оценить "степень внутреннего стимула". Но это первый "возможный камень преткновения". А есть и второй - вернее, вторые. Да, "совсем необучаемых вождению людей" нет, если у них достаточно выражена внутренняя мотивация этому учиться. Но и тут не следует забывать, что все люди разные, как мы уже говорили. И их особенности, их в первую очередь личностные акцентуации так или иначе влияют и на успешность их обучения водительскому делу: одни особенности ускоряют этот процесс, другие замедляют; да и вообще все там не столь однозначно… Посему, начиная учиться вождению, будьте готовы к тем или иным сложностям освоения процесса: даже при самом выраженном внутреннем стимуле. А вот сложности у каждой акцентуации свои. О них давайте подробно и поговорим. Истероиду, особенно выраженному, процесс получения любых знаний дается с определенными трудностями. Причем ему не столько трудно слушать лекции и сдавать экзамены (с последними, особенно с экзаменами устными, у истероидов за счет их умения "отзеркаливать" чаще всего проблем нет); демонстративной личности сложно бывает именно НАУЧИТЬСЯ, то есть "воспринять знания". Ведь выраженный истероид обычно предпочитает "выдавать информацию наружу", как радио, а не воспринимать ее. Ему сложно удержать полученные навыки, принять их "на уровне автоматизма". Также не стоит забывать, что основное название демонстративности (истероидности) – эмоциональная лабильность (то есть подвижность, неустойчивость). Люди такого плана живут в основном эмоциями; а как известно, эмоции и автомобиль очень плохо совместимы… В процессе вождения нужны как раз отработанные моторные навыки, а также хладнокровное мышление, лежащее вне эмоциональной сферы. В плане получения моторных навыков легче всего обучаются вождению люди с выраженной импульсивностью (часто про них говорят, что они "вообще способны к спорту" – точнее, не к спорту, а именно к соревнованию). Такие личности ухватывают необходимые навыки буквально за первые два-три урока! Но это не совсем их "заслуга", а как раз свойство личностной структуры. Не в обиду будь сказано выраженным импульсивными личностям, но моторные навыки легче всего приобретаются… в детском и подростковом возрасте: ибо сознание в этот период не так уж часто задает вопрос "зачем это делать и почему это действует именно так, а не иначе". Поэтому легкость "механического обучения операторским навыкам управления автомобилем" для импульсивных личностей связана с тем, что они тоже, как дети и подростки, не часто обращаются к своему сознанию и логике, предпочитая руководствоваться только различными внутренними или внешними импульсами… Но если бы все было так просто! Увы (или к счастью?), вождение автомобиля не заключается лишь в умении направлять его в необходимом направлении с определенной скоростью, тормозить, трогаться и т.п. Умение водить – это еще и умение думать, прогнозировать, анализировать – разумеется, если водить грамотно, вежливо и безопасно. А для такого умения к механическим моторным навыкам необходимы еще и навыки "зрелые", интеллектуальные. И для приобретения таких навыков уже надо стать психологически и социально взрослым, зрелым человеком. К сожалению, для многих выраженно импульсивных людей такие "зрелые навыки", как и собственно интеллектуальная зрелость, оказываются недостижимы. С точки зрения искусства вождения это значит следующее: кто быстро схватывает первые механические принципы управления - тот, как правило, рискует не научиться "чувствовать машину" и водить безаварийно… Кстати, у истероидов тоже есть определенные трудности с "обратной связью" человек-машина. Ему нужна иная обратная связь – реакции публики, аплодисменты, похвала. Машина аплодировать ему, понятное дело, не будет. Поэтому для успешного обучения демонстративной личности нужна непременно группа, класс, школа. А также – инструктор, способный его "натаскать". Кстати, сам инструктор при этом не должен быть выраженно истероидным: иначе вместо продуктивного обучения возникнет локальное напряжение по принципу "две примы в одном театре". Если коротко – то как минимум учитель и ученик друг друга "не услышат", ибо им обоим трудно "воспринимать чужую информацию"… А вот импульсивному ученику как раз желателен "психологически зрелый" наставник, который его не столько "механически натаскает", сколько научит водить взвешенно и внимательно, считаться с другими участниками движения, предугадывать возможные опасные ситуации и быть хотя бы элементарно вежливым. Иными словами - импульсивному ученику нужен Тот, Кому Можно Подражать. Тот, кто будет во время обучения руководить этим учеником как личностью, а не только как "курсантом, обучающимся вождению". Таким образом импульсивного студента вполне можно вывести на уровень зрелого управления автомобилем. Что касается эпилептоида, то он учится прежде всего не столько самому управлению машиной, сколько "принципам и правилам процесса вождения", и ему очень важно их понять. А вот моторные навыки он также приобретает с некоторым трудом – в первую очередь за счет ригидности (тугоподвижности) всей свой личности. Однако, в отличие от истероида (который на трудности в учебе реагирует как ученик парикмахера из старого анекдота – "Нич-чего у меня не получается!"), эпилептоид будет упорно бороться с трудностями и осваивать предмет шаг за шагом (разумеется, если у него есть личная мотивация к этому преодолению). Сделав по какой-то дороге первый шаг, он непременно дойдет до финиша. Однако если таким "финишем лично для него являются "права" в кармане, после получения "прав" он свое обучение вождению прекращает. Вот это как раз и страшно. На наших дорогах множество водителей с большим стажем, которые до сих пор ездят как недавние выпускники автошколы; увы, в большинстве своем это эпилептоиды. Те, кто поставил себе точку в процессе обучения в момент получения водительского удостоверения, и все последующее 20 лет ездит на том же уровне. Да и молодые водители с подобной акцентуацией дальнейших навыков тоже не приобретают, если поставили в своем сознании отметку "стоп, обучение закончено". Такой водитель запросто может начать сам поучать, "как надо ездить", но сам не будет далее воспринимать никакого опыта собственной и чужой езды. И это его самое больное место как водителя. Посему эпилептоиду, начавшему обучение вождению, важно помнить: с получением "прав" обучение не заканчивается, а по-настоящему, наверное, только начинается. Психастеник учится с удовольствием чему угодно, даже вождению – потому что ему всегда не хватает информации, и любые знания он принимает с удовольствием. Но ВЫУЧИВАЕТСЯ часто с трудом. И одно из наиболее сложных для него умений – именно водить машину. Ему как раз трудно приобретать механические навыки: на любое движение у него возникает множество вопросов из разряда " почему, зачем и к чему это приведет". Ему невозможно просто сказать "а теперь включай такую-то передачу": он непременно спросит "почему именно эту, и для чего, и как это скажется на движении автомобиля?" Любое свое действие он непременно должен предварительно обдумать и проанализировать, и в таких условиях наработать именно моторные навыки (и вывести их в бессознательное, минуя сознание и логику) чрезвычайно сложно. Потом, психастенику очень трудно в ситуациях, требующих быстрого решения. Если тому же импульсивному (являющемуся по сути антиподом психастеника) подчас просто не хватает сознания, и он многое невольно делает "мимодумно", то у психастеника нередко сознание откровенно перегружено, и занимается даже тем, чем вполне могло бы не заниматься. Поэтому он зачастую водит машину раздумчиво (что многими часто воспринимается как некоторая "тормознутость", замедленность реакций). Но отнюдь, его реакции не замедлены: просто у него возникает множество реакций, и он долго выбирает с помощью логики "самую подходящую на данный момент". Но большой плюс психастеника как водителя в том, что он обучается и улучшает свое вождение ПОСТОЯННО. Для него получение прав означает лишь начало учебы, а никак не ее конец! Улучшать свои водительские навыки он будет год от года, учитывая весь свой и чужой предыдущий опыт: как позитивный, так и негативный. Нередко психастеники с интересом смотрят всякие телепередачи про автокатастрофы и аварии – но исключительно затем, чтобы "понять, почему это произошло, и не повторить данных ошибок самому". Потому что он учится "хорошо водить" прежде всего не в смысле "лихо и резко", а "вежливо и безопасно". Ему трудно начать какой-то процесс (в том числе и процесс вождения, и обучение таковому); но если он уже сел и поехал – он будет водить. Может быть, не сразу, но будет. По поводу специфики обучения шизоида сложно что-то сказать однозначно – поскольку каждый из них нестандартен по-своему. Но одно общее качество, которое может помешать шизоидам быстро научиться водить машину (а то и научиться водить ее вообще) – это своего рода "десинхронизация" мыслей и действий на уровне примитивной координации. У иных выраженных шизоидов руки и ноги словно живут своей жизнью (причем левая – своей, а правая – своей). В частности, потому многие шизоиды с трудом осваивают в автомобиле ручную коробку передач: им неимоверно трудно одновременно что-то сделать правой рукой и левой ногой… Из-за подобных причин большинство ярких представителей данного типа личности обучаются вождению с определенным трудом и водят, скажем так, весьма неуклюже. Ведь шизоид тоже как вышел из автошколы – так на том же уровне и остается. Но не потому, что "ставит точку в обучении", как эпилептоид, а оттого, что исчерпались его возможности развития моторных навыков. И среди тех, кто по 15-20 раз не может сдать экзамены на права (именно практику) – как правило, большинство личностей с той или иной степенью выраженности шизоидной акцентуации. То стойку собьют, то заглохнут некстати… Такое у шизоидов бывает часто: цель поставлена, а проблемы с координацией движений мешают. Но с другой стороны, могут быть и шизоиды-"водители от бога", особенно если у них есть еще и другие акцентуации, выраженные достаточно явно (именно потому, что чистых моноакцентуаций у человека НЕ БЫВАЕТ. То или иное свойство всегда сочетается с каким-то другими). У маниакала (гипертима) высокая социальная и вообще жизненная активность усиливает все остальные способности. В частности, если у него активизируется больше механическая моторика – ему будет легче обучаться вождению и сдать экзамены на права. А вот в плане первых шагов в качестве водителя ук него могут быть определенные трудности: ему на первых порах будет сложно освоиться с темпом езды и скоростью потока. Он может во время управления делать много лишних движений – отчего и сам быстрее устает, и машина неоправданно дергается… А так как все события для него протекают словно бы быстрее, чем для остальных, - он часто может на первых порах не соизмерить, скажем, скорость своего движения. И его чаще всего "заносит на поворотах" как в переносном, так и в прямом смысле. Особенно в процессе обучения и сдачи экзаменов - отчего он также может заглохнуть в ненужном месте или сбить стойку. Поэтому ему следует во время обучения в какой-то степени себя притормаживать, если это необходимо. © Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик 1. 1. 1. 1. |