23:57 Аспекты привычного действия | |
Если наша воля безмолвствует, спит, то мы обнаруживаем себя как "человек привычки". Это почти "механический человек". Образы сами извлекают из нас определенное поведение, и нам не нужно принимать какого-то решения или управлять собой. Всё происходит само.Иногда мне приходится действовать вопреки моим желаниям и интересам ради высших целей, стоящих надо мной. Эта способность заставить себя делать то, что нужно, и является проявлением "человека воли" во мне. "Человек воли", который сидит в нас, может представлять собой глупую силу, которая может только насиловать, или же умную силу, которая может управлять "человеком привычки". Умение контролировать свой ум и есть ваша сила воли. А насилие, принуждение играют в этом процессе совсем незначительную роль, и то лишь на начальном этапе волевого действия. Поэтому выработка силы воли состоит в приобретении способности управлять своим умом, контролировать движение образов. Привычное почти не осознаётся, оно само возникает и осуществляется. В этом нет ничего плохого, если привычки полезны, нужны и соответствуют нашим сознательным целям. Сознание возникает с момента, когда появляется необходимость в регуляции или в осознании. Монотонные действия или однообразные состояния души приводят к исчезновению сознания, так как отсутствует необходимость что-то регулировать, чем-то управлять в нашей душе. Привычки входят в наши черты. В каждой черте можно найти оттенок, выражающийся в нежелательной форме. К плохим привычкам относятся и потребности, ненужные для нормального развития личности: потребность в курении, наркотиках, алкогольном опьянении, праздность, боязнь усилия и даже страх перед усилием, повышенная тревожность, недоверие к другим, некоторые навязчивые состояния и многое другое. Мы должны хорошо знать наши плохие привычки, чтобы включить их устранение в программу своего самосовершенствования и самоопределения. Ведь некоторые такие привычки полностью блокируют наши жизненные цели. Привычное действие вызывается автоматически образом-стимулом. Поэтому желающий выработать привычку и управлять собой с её помощью должен прежде всего выработать образы-стимулы к действию. Если возник образ, вызывающий действие, то дальше все идёт автоматически; и если мы захотим прекратить его действие, то нам придётся совершить насилие над ним, заблокировать его. Это уже насильственная акция. Если мы хотим этого избежать и культивировать ненасилие, нам придётся быть более бдительными к окружающей среде и к собственному воображению, так как побудитель импульса, вызывающего привычку, скрывается в свойствах окружения и мышления. Действие не возникает само по себе, а всегда имеет определённую цель и даёт некоторое удовлетворение. Предвосхищение этого удовлетворения и создаёт побуждение к действию, особенно если стало привычным получать удовлетворение именно с помощью данного действия… Поскольку действие вызывается предвосхищением какого-либо удовлетворения, то вместо того, чтобы задерживать импульс, мне легче заменить удовлетворение от одного действия удовлетворением от другого действия, если первое нежелательно. Любое действие определённым образом регулируется. Например, мы должны координировать действие питья, особенно в момент, когда подносим стакан ко рту. В привычках такая координация осуществляется автоматически. Но когда мы намерены контролировать действие сознательно, то должны делать объектом своего наблюдения этот процесс координации, обратной связи, что немедленно уменьшает мотивацию и импульс к выполнению действия, так как её цель исчезла из сознания. Это сосредоточение внимания на психической структуре действия, на программе, на обратной связи важно не только для контроля действия, но и для выработки нового, замещающего действия. Сознательное овладение этими психическими механизмами способствует выработке привычки, постепенному её подчинению сознанию и воле. "Человек воли" подчиняет "человека привычки" через знание. Поэтому-то знание и есть сила. Сделать привычку сознательной – значит научиться ею управлять. А когда мы не осознаем её, то она не подчиняется нам и работает сама через нас. Так действуют любые привычки – и хорошие, и плохие. От хороших нам польза, а от плохих вред. Но психические механизмы тех и других одинаковы. Поэтому, зная их, мы облегчаем себе выработку полезных привычек и устранение вредных. Мы способны получать два вида удовольствия: удовольствие в результате достижения конструктивной цели и удовольствие избавления от неприятностей, являющееся результатом защитного поведения. Понимание этого, а также закономерностей научения даёт в наши руки ключи к устранению плохих привычек. Чем меньше удовольствия предвосхищается в результате выполнения определенного действия, тем меньше и сила мотивации в нём, меньше позыва к действию. Невозможно отделаться от привычки только путём запрета. Хорошо известно, что запрет действует до тех пор, пока сознание остается бдительным и не забывает сдерживать импульс к запретному действию. Но стоит потерять бдительность, как привычка полностью компенсирует себя. Любая привычка преодолевается путём терпеливого перевоспитания нашего "человека привычки". Если вы решили изменить диету, то нужно преобразовать свои пищевые влечения так, чтобы захотелось есть то, что полезно, и не хотелось есть то, что вредно или опасно. Дурная привычка всё откладывать на завтра не может быть преодолена принудительно: вы заставляете себя во что бы то ни стало сделать уроки, представляя в уме все неприятности за невыполненное задание. Каждый раз вам придётся представлять все более устрашающие сцены, чтобы заставлять себя. Вы справитесь с привычкой откладывать дело с момента, как оно вам понравится. Дурные привычки, от которых мы получаем удовлетворение, будут устранены, если от выполнения привычных действий мы перестанем получать удовлетворение. Поэтому устранение дурных привычек всегда есть работа по управлению желаниями. Если я буду получать удовольствие в действии, противоположном дурной привычке, то дурная привычка угаснет под влиянием того, что энергия удовлетворения, получаемая от привычки, переключится на новое действие. Поэтому борьба с дурными привычками большей частью состоит не в насилии над ними или самим собой, но в том, чтобы угасить привычку путем создания ситуаций, в которых исполнение привычного действия не вызывает положительных переживаний, а противоположное действие создает их. Идея проста, но её реализация затруднительна для человека, рассматривающего любое самовоспитание как борьбу с дурным и мало думающего над выработкой в себе хороших привычек. В процессе формирования хороших привычек дурные постепенно отмирают и исчезают из репертуара поведения. Поэтому всякий раз, когда мы задумываемся над проблемой удаления плохой привычки, мы должны основательно подумать над тем, какой хорошей привычкой её заменить. Нам в жизни ужасно повезло, если большая часть наших привычек – хорошая, а дурных мало. Однако если мы набросимся на наши дурные привычки, пытаясь удалить их путём простого подавления, то рискуем, что их число увеличится. Лучше всего идти путём увеличения числа и силы хороших привычек, которые могли бы заменить дурные. Автор- Ю.М Орлов | |
|
Читайте также:
[2019-04-07] | [Биоэнергетика] |
Растения в нашем доме (6) |
[2019-04-05] | [Биоэнергетика] |
Аура дома - путь к благополучию (5) |
[2019-04-03] | [Ваше здоровье] |
С чем связан лишний вес? (5) |
[2019-03-27] | [Аспекты Фен-Шуй] |
Талисманы, которые привлекут деньги (6) |
[2019-03-26] | [Аспекты Фен-Шуй] |
Бамбук и его воздействие по фен-шуй (5) |
[2019-03-25] | [Биоэнергетика] |
Как проявляется самосглаз (6) |
[2019-03-25] | [Саморазвитие] |
Помощь и сила аффирмаций (8) |
[2019-03-24] | [Ваше здоровье] |
Влияние обиды на здоровье (5) |
Всего комментариев: 22 | 1 2 3 » | |||||||
| ||||||||
1-10 11-20 21-22 | ||||||||