Большинство людей, вступают на духовный путь вовсе не для того, чтобы обрубить контакты с миром и погрузиться в звонкую тишину одиночества. Как раз наоборот, они мечтают расширить контакты с внешним миром, убежать от постылой домашней атмосферы, найти себе интересные занятия и приобрести новых друзей. Сначала так и получается. Посещая лекции, занятия, тренинги и семинары, принимая участие в беседах на духовные темы и даже в обычных посиделках-тусовках эзотерического толка, они ощущают, что оказались в совершенно ином, праздничном мире, непохожем на прежний. Они верят, что люди, случайно оказавшиеся их соседями на лекциях, станут их настоящими друзьями навсегда. Они пребывают в самом радужном настроении, и им кажется, что в их жизни ничего больше не изменится.Посмотрите на этих людей через год-другой. Если их намерение было серьезным, и они не вернулись в свой привычный быт со смешанным чувством скуки и разочарования, а продолжают изучать эзотерическую мудрость в группе или самостоятельно, чувство одиночества наверняка уже не один раз посещало их. Можете быть уверены - дальше будет больше. Настоящий ученик - тот, кто внутренне постепенно уходит от шумной пены житейского моря. Если он идет навстречу миру и людям, то только для того, чтобы соединиться в духе с их божественной сущностью. Но разделять с людьми мира сего их суетливые желания разбогатеть, прославиться, самоутвердиться, скрасить одиночество и уйти от самих себя не представляет для серьезного искателя никакого интереса. Разрыв с миром, сокращение пустых, ни к чему не обязывающих контактов, уход от мирских забот, проблем и треволнений - вполне закономерный процесс для любого человека, всерьез претендующего на ученичество. Он не становится равнодушным к человеческим страданиям, как это приписывали всем религиозно настроенным людям ортодоксальные атеисты. Как раз наоборот: показателем правильности духовного развития ученика является возрастание его спонтанной готовности прийти на помощь любому человеку в беде. Речь идет о другом: об угасании интереса ученика к человеческой ярмарке тщеславия, о его отстранении от стадного чувства толпы, о его невосприимчивости к ее флюидам (при том, что он способен вести себя и выглядеть как вполне современный человек). Как вы думаете, почувствуют ли люди, родные, друзья, близкие и дальние знакомые человека столь сильную перемену в его поведении? Не нужно полагать, что окружающие люди глупее нас. А какова будет их реакция? Станут ли они ближе к нему или будут ли они ему сочувствовать? Нет, они так же отдалятся. Круг замкнется. Охлаждение, скорее всего, окажется взаимным. В какой-то момент человек может почувствовать ужасающее одиночество. По признанию одного моего знакомого, вступившего на путь много лет назад, боль его души от сознания невероятного одиночества и заброшенности в этом мире не поддается словесному выражению. "Я чисто физически ощущаю, что никого, по большому счету, рядом со мной нет. Я совершенно один, и если я усну и не проснусь, об этом будут скорбеть два человека, а остальные забудут и уже никогда не вспомнят", говорил он с интонацией спокойной обреченности и внутренней уверенности, что по-другому не может и быть. Но на провокационные предложения променять свое одинокое сегодняшнее состояние на прежнюю суету с друзьями и застольями, он категорически ответил: "Никогда". СКВОЗЬ ОДИНОЧЕСТВО - К МИРУ Серьезный ученик ощущает себя одинокой птицей, летящей над землей по небу в сияющую беспредельность и неизвестность. Именно так, "одинокой птицей" называл духовного воина Дон Хуан в книгах Кастанеды. Никакие силы не могут заставить эту "одинокую птицу" или "чайку по имени Джонатан Ливингстон" вернуться к обычным занятиям и вместе с другими птицами грызться из-за добычи у кромки моря. Подобное возвращение обернулось бы полной духовно-психологической деградацией ученика. Вернуться из мира знания и культуры в прежнюю среду невежества и обывательских интересов в принципе невозможно не только в случае с эзотерическим учеником, но и с обычными людьми, сделавшими рывок и поднявшимися в новую социальную и культурную сферу. В автобиографическом романе Джека Лондона "Мартин Иден", главный герой, выросший в трущобах, но путем упорного самообразования и труда ставший знаменитым писателем, в момент творческого кризиса решает вернуться в круг прежних друзей - портовых моряков и рабочих. Встреча принесла ему глубокое разочарование: он почувствовал, что пропасть между ним и старыми друзьями слишком велика, и ни о каком воссоединении не может быть и речи. В эзотерическом мире такая пропасть оказывается намного глубже. Потому для кандидата в ученики остается единственный выбор - идти вперед, сквозь одиночество и вопреки ему. Ученик должен научиться здоровой самодостаточности, жить интересами своего развивающегося внутреннего мира и не нуждаться во внешних подпорках и стимулах. Такая самодостаточность имеет два уровня. Первый касается поведения человека в социуме, в малых группах, среди людей, настроенных к нему дружески, негативно или нейтрально. Неуверенный в себе человек будет льнуть к иному мнению и к чужим аурам в поисках точки опоры, поддержки и совета. Уверенный человек, опирающийся на ощущение собственной силы, не будет искать внешней поддержки и сможет перенести состояние своеобразного публичного одиночества намного легче. Второй уровень самодостаточности касается сознания своего космического одиночества перед Богом. В обычной жизни это сознание приходит только один раз в старости, незадолго до смерти. Любой, кто наблюдал состояние стариков, которые уже готовятся к переходу в иной мир, может согласиться с тем, что у них настает такой момент, когда они как бы теряют интерес к внешнему миру, на вопросы других людей отвечают почти формально и внутренне уходят глубоко в себя. Но это одиночество кажущееся. Далеко не сразу кандидат в эзотерические ученики понимает, что он не один: у него есть друзья, близкие по духу сотрудники, и, наконец, есть духовный учитель. Некоторых из таких друзей он попросту не заметил и не узнал, некоторым еще не пришло время подойти к нему. Но постепенно человек начинает замечать незримую поддержку и чувствовать, что у него настоящие и верные, надежные друзья, которые никогда не изменят. Лишь бы не изменил им он сам, а все остальное приложится. Духовная самостоятельность - это прежде всего самостояние и предстояние перед Богом. Один из парадоксов, с которым сталкивается человек на духовном пути, состоит в следующем - лишь осознав свое одиночество как важнейший фактор эволюции и этап пути, ученик получает шанс встретить настоящих, духовно близких друзей и стать ближе к миру. С.Ключников Путь к себе
|