22:33 Связь гордости с завистью | |
Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной.В лице зависти культура создала совершеннейший инструмент стимулирования и принуждения людей к активности. Это выгодно обществу. Зависть и гордость возникли в процессе тысячелетней духовной эволюции человека. Общества, в которых зависть и гордость были правильно использованы, имели больше шансов на выживание. Зависть не только принуждает к активности, но может придать ей плохое направление, увеличивая напряжённость и конфликты в обществе.С одной стороны, культура обеспечивает за счёт своих обобщённых программ жизнь и эффективность. А с другой – она слепо принуждает каждого, кто разделяет её ценности, к определённому поведению. Всякий раз, когда человек отклоняется от культурных стереотипов, от требований культуры, он автоматически получает наказание стыдом, виной или завистью. Причём культура – не личность, не существо, а просто набор программ, нечто безличное и бездушное. Она действует слепо, беспощадно, не взирая на лица, прошлые заслуги и индивидуальные особенности. В данном случае уколы зависти являются стимуляторами поведения, соответствующего ценностям данной культуры. Если удалось внедрить в другого человека такие характеристики, как "я умнее других", "я правдивее", "я щедрее", чем другой, то носящий в себе эти критерии, будет испытывать беспокойство и страдание всякий раз, когда окажется не умнее, не правдивее, не щедрее других. Он будет испытывать зависть к тому, кто окажется умнее, богаче, щедрее и так далее. С одной стороны – это плохо, а с другой – зависть выступает в качестве автоматического социального стимулятора активности. Эмоция зависти способствует, таким образом, принудительной социализации человека, который под уколами зависти стремится к преобладанию над другими иногда в ущерб себе. Зависть – хорошее средство управления поведением. Мы уверены в том, что завистливый и гордый человек разобьётся в лепёшку, чтобы не уступить другому. Зависть поддерживается окружением близких, которые хотят, чтобы я был всегда на высоте и лучше других, так как всякий раз, когда я в чём-либо хуже других, они испытывают неудовольствие, и оно передаётся мне. Они радуются, когда я превосхожу других, и этим гордятся. Эта зависть и гордость передаются мне. Потом образуется привычка к зависти и гордости. Человек может благополучно существовать в культуре только в результате развития способности контролировать свою гордость и зависть, управлять ими. Однако чаще всего бывает так, что гордость и зависть управляют людьми, а не наоборот. Если под свободой понимать то, что человек сам собой управляет, то достижение им подлинной свободы невозможно, пока поведение этого человека управляется не им самим, а его эмоциями. Приобретение свободы от тирании зависти и гордости возможно только на пути саморегуляции. Трудности в исследовании зависти состоят в том, что это чувство считается низменным и люди научились скрывать его. Ситуация осложняется тем, что зависть способна порождать любые иные переживания и часто человек, страдающий от зависти, может говорить о своей обидчивости или гневливости. Распознавать скрытую основу эмоции нужно уметь не только психологу, но и любому человеку, который не хочет быть игрушкой в "руках" своих эмоций. Люди скрывают зависть, но не стесняются переживаний гордости и чувства превосходства, которые имеют ту же основу, что и зависть. Поскольку обе эти эмоции – зависть и гордость устроены одинаково и различаются только ситуациями, то для знающего человека отчётливым индикатором наличия зависти свидетельствует часто переживаемая кем-либо гордость и особенно ущемлённая гордость по различным поводам. Зависть порождает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не только становимся злыми, но ещё вдобавок глупеем. Накопление энергии гнева неприятно, и напряжение ищет разрешения. Когда в какой-то мере удаётся утолить гнев, то человек на время успокаивается, пока не обнаружится снова, что уже другой человек превосходит его в чём-либо. Тогда начинается новый цикл: стараясь уменьшить свою боль от зависти, он снова причиняет боль тому, кому он сейчас завидует. Человек уподобляется странному зверю, который вместо того, чтобы зализывать свою рану, кусает другого. Эта странная система борьбы с болью зависти сложилась в процессе духовной эволюции людей, так как она оказалась выгодной для общества в целом, правда, в ущерб каждому члену в отдельности. Если начать разглядывать зависть внимательнее, то видно, что она легко переходит во вражду, которая облекается в рационализаторское морализирование, когда я, например, успех другого человека объясняю тем, что он достиг его с помощью плохих средств. Тогда я пытаюсь врачевать свою зависть признанием того, что я хороший, хотя у меня дела обстоят хуже, чем у другого. Но эти мысли не защищают меня от вражды к счастливцу, и я нахожу в себе склонность радоваться, когда у завидуемого бывают неудачи. Чтобы сильнее почувствовать удовольствие от неприятностей другого человека, мне хочется поговорить об этом с другими людьми. Желание злословить по поводу этого поддерживается злорадством. Для моей ущемлённой гордости – большая радость поговорить о неудачах того, кому я завидую. Для получения большего удовольствия от своего превосходства я подталкиваю завидуемого к неудаче, содействуя неприятностям, уготованным для него обстоятельствами. Здесь я уже действую во зло, злодействую. А потом удивляюсь, как много вокруг меня вражды и неприязни! Злорадство имеет туже природу, что и зависть, но в нём содержится и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых хуже, чем у меня. Однако такая призрачная гордость не разрешает проблемы этой плохой эмоции. Выбирая линию жизни самоутверждения через гордость, я теряю покой. Моё настроение становится весьма неустойчивым. У меня оно портится без всякой причины. Зависть, портя отношения между близкими, выступает ещё и разрушительной силой, энергетизирующей и направляющей насилие. Ход мысли, порождающий зависть и гордость: "Здесь и теперь я должен во всём – в делах, в обладании, в положении в обществе, во внешности, в одежде, в способностях и многом другом преобладать над другими, подобными мне, или в крайнем случае быть равным им". Мы сравниваем, потому что привыкли это делать, то есть выработали у себя привычку к сравнению. Привычка сравнивать себя с другим человеком запускается мыслями или обстоятельствами и требует исполнения. Сравнение чаще приятно, чем неприятно, поскольку оно может быть источником эмоционального подкрепления чувством превосходства; мы не всегда в гордости видим семена ядовитых плодов зависти. Такое действие, как сравнение, обладает самоподкреплением, ибо само по себе может вызывать удовольствие. Человек затрудняется, а иногда вовсе не может воздержаться от сравнения по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и осуществляется познание. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. На результатах сравнения возникают и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, построение серий, оценка и др. Отказавшись полностью от сравнения, я потерял бы способность к мышлению. Сравнение привычно, так как является движущей силой культуры, в которую каждый из нас вплетён бесчисленными нитями. Сравнение привычно, так как с самого раннего возраста меня сравнивали с другими людьми мои родители, категоризировали врачи, воспитатели в детском саду. И быть объектом сравнения привычно. Но известно, что ребенок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Если меня привычно сравнивали, то и я сравниваю привычно. Привычка всегда носит обобщенный характер, как и инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. Поэтому-то я автоматически сравниваю всех: маму, друга, жену, возлюбленную, продукты своего вдохновения. В этом потоке сравнения я не делаю исключения и для себя, генерируя зависть, тщеславие, гордость. Поскольку из сравнения часто извлекаются приятные эмоции, например гордость, превосходство, ощущение своей исключительности, которые ранее индуцированы взрослыми, то мне трудно и невозможно отказаться от сравнения, хотя эти же сравнения с не меньшей неуклонностью будут вызывать зависть, тщеславие, злорадство, чувство неполноценности. Сравнение должно быть уместным, иначе оно вместо ориентировки и уверенности порождает конфликт. Неукротимое стремление сравнивать себя и других поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Общество награждает первенство, в какой бы сфере оно не возникало, о чём свидетельствует книга рекордов Гиннеса. Рецепт свободы до глупости прост. Чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ибо зависть питается гордостью. Чтобы не гордиться, надо перестать завидовать, ибо гордость поддерживается и питается завистью тех, кто тебе завидует. Для большинства людей эти простые требования невыполнимы. Большинство даже не знает, что существуют такие точно сформулированные требования к тому, чтобы стать благополучным. Чтобы осознать психический механизм собственной зависти, человеку нужно осознать структуру умственного поведения, порождающего переживание зависти и гордости. Поскольку зависть и гордость есть и для чего-то существуют, то важно понять социальные функции этих эмоций. Важно также понять, в каких ситуациях эти функции бывают полезными или вредными для человека и окружения. Задача состоит в том, чтобы вырасти из своей гордости и зависти. Эти эмоции нужны для построения личности; а когда дом построен – леса не нужны, они мешают. Так же зависть и гордость, сделав своё дело, должны быть изжиты средствами саногенного мышления. Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос: "По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя и других покоя, вовлекаясь в гонку, у которой нет финиша?" Бесполезно, стремясь с помощью гонки за успехом устранить зависть, сохранив при этом гордость, ибо они имеют одну основу: сравнение и равенство. Зависть и гордость стимулируются психологами, которые считают, что обязательно нужно повысить уровень самооценки человека. Как низкая, так и высокая самооценка в одинаковой мере стимулируют зависть и гордость. Важно скорее отказаться от сравнения, чем повышать самооценку и делать благоприятные условия для сравнения. Размышление для ослабления зависти. 1. Сравнение неуместно, ибо люди изначально неравны. Каждый уникален. Принимая себя уникальным, я тем самым принимаю таковыми и других; поскольку каждый уникален, то сравнение людей друг с другом неуместно. Признав эти положения, я лишаю пищи зависть и гордость. 2. Наблюдая акт сравнения, я отделяю его от себя. Ведь не все дела мы делаем с полной включённостью. Отнеситесь так и к акту сравнения. Тогда результаты сравнения не будут трогать. Здесь действует психологический закон: созерцание самого умственного акта приводит к отстранению от него. Для нас таким актом является сравнение. 3. Отказаться сравнивать несравнимое. Отдельный индивидуум имеет бесчисленное число признаков. Он живое существо, и его невозможно сравнить с другим существом по каждому из признаков. А для каждого акта сравнения выделяется только один признак. Любой признак в уме предстаёт как абстракция, как некоторое информационное образование. Неуместность этого акта очевидна: сравнивается целостное живое существо с неким шаблоном для сравнения. Чтобы убрать зависть, надо перестать гордиться. Гордись превосходством над твоими же прошлыми успехами. Гордись, размышляя о том, как устроена твоя гордость, зная цену своей гордости. Гордись для поддержания культурного шаблона. Размысливай свою гордость по схеме зависти: предмет сравнения, идея равенства, благоприятный результат сравнения. Бесстрастно относись к результату сравнения. Изживай привычку к сравнению. Сравнивай сознательно, чтобы не получилось так, что твоё бессознательное без твоего ведома тебя же и сравнивает. Отделяй от себя гордость, и она потеряет свою силу. Относись к своей гордости снисходительно: гордость как инфантильное удовольствие, реминисценция детства, усиленная делами взрослых. Доказано, что завистники и гордецы чаще оказываются в эмоциональном стрессе, который истощает защитные силы организма. Если же вы сможете контролировать эти эмоции, то станете более благополучными. Ю.М Орлов | |
|
Читайте также:
[2019-04-07] | [Биоэнергетика] |
Растения в нашем доме (6) |
[2019-04-05] | [Биоэнергетика] |
Аура дома - путь к благополучию (5) |
[2019-04-03] | [Ваше здоровье] |
С чем связан лишний вес? (5) |
[2019-03-27] | [Аспекты Фен-Шуй] |
Талисманы, которые привлекут деньги (6) |
[2019-03-26] | [Аспекты Фен-Шуй] |
Бамбук и его воздействие по фен-шуй (5) |
[2019-03-25] | [Биоэнергетика] |
Как проявляется самосглаз (6) |
[2019-03-25] | [Саморазвитие] |
Помощь и сила аффирмаций (8) |
[2019-03-24] | [Ваше здоровье] |
Влияние обиды на здоровье (5) |
Всего комментариев: 20 | 1 2 » |
| |
1-10 11-20 | |