Наше внимание все время обращено во внешний мир. Мы все время занимаемся внешними вещами. Давайте обратим его во внутренний мир. Обычно человек обращает внимание вовнутрь только тогда, когда у него что-то болит или что-то с чем-то не сходится в обусловленном уме. Так вот, я предлагаю обращать внимание вовнутрь себя и постоянно осознавать, что там происходит. Как меняются ваши мысли, чувства и ощущения. Мы видим, что это дело непростое, что даже сейчас, когда вы приняли совершенно непривычную для себя позу, все равно достаточно сложно осознавать что-то большее, чем просто ощущение дискомфорта. А если все привычно, то вы вообще забудете о том, что хотели осознавать себя.Осознание - это великая сила. Она отсеивает то, что нужно человеку, от того, что не нужно. И не надо очень много говорить и философствовать по поводу того: нужно вам что-то или нет. А ведь это основной предмет наших размышлений о своей собственной судьбе и жизни, когда мы сидим и думаем: "Правильно я сделал или неправильно, а нужно это делать или нет, а так это или не так". Осознание дает ту силу, с помощью которой отделяется то, что вам действительно нужно, от того, что не нужно. Но этому нужно учиться. Это работа, которую нужно совершать, для того чтобы направлять свое внимание внутрь, а внутри - на свои мысли, чувства, ощущения. Три типа слушателей Однажды к Будде пришел человек, очень культурный, очень образованный и очень ученый. И он задал Будде вопрос. Будда сказал: "Пожалуйста. Но прямо сейчас я не могу ответить". Человек удивился: "Почему вы не можете ответить? Вы заняты или что-то другое?" Это был очень важный человек, хорошо известный по всей стране, и, конечно, он почувствовал себя обиженным тем, что Будда так занят, что не может уделить ему немного времени. Будда сказал: "Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас вы будете не в состоянии воспринять ответ". - "Что вы имеете в виду?" - "Есть три типа слушателей, - сказал Будда. - Первый тип, как горшок, повернутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего не войдет в него. Он недоступен. Второй тип слушателя подобен горшку с дыркой в дне. Он не повернут вверх дном, он находится в правильном положении, все, как должно быть, но в его дне дырка. Поэтому кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности кажется, что что-то входит, на самом деле ничего не входит, поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но который полон отбросов. Вода может входить в него, но как только она входит, она тут же отравляется. И вы принадлежите к третьему типу. Поэтому-то мне и трудно ответить прямо сейчас. Вы полны отбросов, поскольку вы такой знающий. То, что не осознанно вами, не познано - это отбросы". Молчание Будда как-то проходил одной деревней. Собралось несколько человек его противников и принялись горячо и злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их как музыку. Тут что-то не так. Один из них обратился к Будде: "В чем дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?" - "Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, - ответил Будда. - Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из-за вашей глупости я не могу наказывать вас. Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет - в этом моя свобода. Вы не можете мне их навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их". Человек есть человек Конфуция очень беспокоил Лао-цзы и его учение. Однажды он отправился повидаться с ним. Он был старше Лао-цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао-цзы сидел, когда Конфуций зашел к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: "Садитесь". Он вообще не обратил особого внимания. Конфуций рассвирепел: "Что это за учитель?!" и спросил: - Вы что, не признаете правил хорошего тона? Лао-цзы ответил: - Если вам хочется сесть, садитесь; если хочется стоять, стойте. Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь. Конфуций был потрясен. Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао-цзы рассмеялся: - Я никогда не видел что-либо "высшее" или "низшее". Человек есть человек, как деревья есть деревья. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Все это чушь и бессмыслица. Чашка чаю Нан Ин, японский Мастер дзен, принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его про дзен. Нан Ин разливал чай. Налив гостю полную чашку, он продолжать лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и наконец, не вытерпев, воскликнул: - Она же полна! Больше не входит! - Вот как эта чашка, - ответил Нан Ин, - и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать вам дзен, пока вы не опорожните свою чашку? Что делать Однажды ночью, когда все ушли и ученики легли спать, Никодим пришел к Иисусу и спросил: - Что я должен делать, чтобы войти в Царство Божие? Иисус сказал: - Пока ты не умрешь, ничто не является возможным. Если ты умрешь, только тогда ты сможешь войти в Царство Божие. Такой, какой ты есть, - ты должен умереть, лишь тогда ты сможешь родиться таким, каково твое внутреннее существо. Ученик Хайдара Хайдар услышал, как один его ученик сказал: - Я рад, что не купил такую-то книгу, ибо теперь достиг Источника содержащегося в ней знания, тем самым я сэкономил силы и не потратился зря. Через год Хайдар вручил ему книгу, сказав при этом: - Ты служил мне двенадцать месяцев. Цена твоего труда - сотня дирхемов. Это - стоимость книги. - Ты бы не заплатил сотню серебряных монет за такую скучную вещь, как книга, и не многие заплатили бы. Однако я сделал так, что тобой уплачено за нее, и вот она перед тобой. - Верблюд не стоит и гроша, если ты не нуждаешься в нем. - Единственное слово дороже тысячи золотых монет, если оно жизненно важно для тебя. - Если ты хочешь вернуться к источнику бытия, тебе всегда надо будет делать первый шаг, даже если ты, возможно, испрашиваешь позволения сделать сотый шаг. Язык У Рифаи спросили: - Почему вы используете так много аналогий, когда говорите о высшем понимании? Нельзя ли говорить на такие темы прямо? Он ответил: - Это пример "высокого невежества, дающего верную информацию". Если бы не было людей несведущих, мы не смогли бы распознать, кто же мудр. Знайте поэтому, что и сам язык - аналогия. Каждое слово, каждая фраза, каждая буква является аналогией. - Мы не можем говорить словами о высшем прямо, потому что нет языка, включающего в себя высшее и не включающего так же низшее. Уважение Эль-Амуди позволял принимать своих гостей кухонному мальчику. Сосуды для воды в доме для приезжих часто бывали пусты. Когда именитые посетители приходили к нему, мудрец поначалу редко говорил с ними на серьезные темы. Однажды он обрызгал грязной водой одеяния нескольких известных религиозных деятелей. Некоторым нравилось такое обращение, и обычно Эль-Амуди прогонял их как можно скорее. Другие часто говорили: - С нами никогда не обращались так неуважительно. Обычно таким людям Эль-Амуди говорил: - Вы забыли сообщить мне, что пришли за уважением. Я никогда не предлагал его, поскольку был полностью занят тем, что предлагал знание. Уважение - вам придется это выучить - можно получить от каждого лавочника и от того, кто что-нибудь от вас ждет. Аджнаби Суфийский мастер Аджнаби сказал: - Напиши мулле Фирозу, что у меня нет времени заниматься перепиской с ним, поэтому я ничего не отвечу на его письмо. Ученик Амини спросил: - Вы намерены раздражить его этим письмом? Аджнаби сказал: - Он был раздражен некоторыми из моих писаний. Это раздражение побудило его написать мне. Моей целью при написании отрывка, который его рассердил, было сердить подобных ему. Амини спросил: - И это письмо рассердит его еще сильнее? Аджнаби сказал: - Да. Когда его охватила ярость оттого, что я написал, он не замечал свой гнев, вызвать который было моим намерением. Он думал, что наблюдает меня, тогда как он только чувствовал гнев. Теперь я пишу опять, чтобы вызвать гнев и чтобы он увидел, что он разгневан. Цель заключается в том, чтобы человек осознал: моя книга - зеркало, в котором он видит себя. Амини сказал: - Люди обычного мира всегда считают врагами тех, кто вызывает гнев. Аджнаби сказал: - Ребенок может считать врагом взрослого, пытающегося вытащить колючку из его пальца. Является ли это оправданием для того, чтобы препятствовать ребенку вырасти? Амини спросил: - А если ребенок питает злобу к взрослому, вытаскивающему колючку? Аджнаби ответил: - Ребенок в действительности не питает злобы, потому что нечто в нем знает истину. Амини спросил: - Но что случится, если он никогда не придет к познанию себя и будет продолжать воображать, что другие побуждаются личными чувствами? Аджнаби сказал: - Если он никогда не придет к познанию себя, безразлично, что он думает о других людях, потому что он никогда не сможет понять, чем в действительности являются другие люди. Амини спросил: - Возможно ли вместо того, чтобы вторично вызывать гнев, объяснить, зачем были сделаны записи, и пригласить муллу для рассмотрения его чувств? Аджнаби сказал: - Это возможно, но это даст скорее нежелательный эффект. Если вы объясните человеку мотивы ваших действий, он станет воображать, что вы оправдываетесь, а это будет возбуждать в нем чувства, которые принесут ему только вред. Таким образом, объясняя, вы на самом деле действуете ему во вред. Амини спросил: - Нет ли исключений из того правила, что человек должен учиться путем осознания своего состояния и что нельзя растолковывать ему его состояние? Аджнаби ответил: - Исключения есть. Но если бы исключения что-нибудь значили в мире, у нас сейчас не осталось бы "мулл Фирозов". Искусство ясного видения Александр Пинт 1. 1. 1. |