Шаман-слово из языка тунгусского народа Сибири и широко принято антропологами для ссылки на людей, называемых прежде „знахарями", „колдунами", „волшебниками" и „ведьмами". Одним из преимуществ этого названия является то, что в нем нет ни высокомерного тона предубеждения, ни негативной окраски, связанных с более привычными наименованиями. Кроме того, не всякий лекарь или знахарь - шаман. Шаман - это человек, по собственному желанию впадающий в измененное состояние сознания с целью проникновения в обычно скрытую реальность ради обретения знаний, сил и возможности помочь другим. В личном распоряжении шамана есть по крайней мере один (обычно больше) духов. Шаман отличается от других целителей тем, что он использует состояние сознания, которое можно назвать „экстазом". Не всякий человек в экстатическом состоянии может быть назван шаманом; шаман способен использовать состояние, в котором его душа, по-видимости, покидает тело и поднимается в небеса либо опускается под землю. Цель этого состояния - вылечить пациента, вернуть ему жизненную силу, устранить вредоносную, либо помочь вновь обрести потерянную душу. Такое экстатическое или измененное состояние сознания включает в себя не только транс (трансцендентальное состояние знания), но также использование шаманских методов и принятие на себя ответственности за то, что происходит в этом состоянии. Информационная составляющая Шаманского транса включает в себя сообщения из космической географии необычной реальности, из которых можно узнать, куда следует отправиться, чтобы найти подходящих животных, растения и других помощников. Эта география также показывает путь в Нижний мир. Шаман должен быть уверен в том, что его пребывание в Трансовом Пути связано с выполнением его миссии. Мы вступаем в необычную реальность не для забавы, но с серьезной целью. Шаман - это человек, который должен проделать в Трансовом Путешествии важную работу; для этого ему необходимо знать основные методы ее выполнения. Если, к примеру, он хочет вывести назад из Нижнего Мира духа-хранителя силы пациента, то он должен знать, как достигнуть Нижнего Мира, войти в него, найти нужного духа и благополучно доставить его в наш мир. Позже, в своем обычном состоянии сознания он должен знать, какие инструкции дать пациенту. Обычные переживания шамана в трансовом Пути - это необыкновенная и невыразимая радость и благоговение перед прекрасными трансцендентальными мирами, открывающимися ему. Его переживания похожи на грезы наяву, на сны, которые он ощущает реальными и в которых он способен контролировать свои действия и выбирать свои пути. Находясь в Пути, он часто бывает поражен реальностью того, что ему представляется. Он получает доступ к совершенно новой, и в то же время древней картине мира, из которой он черпает глубокие знания о значении его собственной жизни и смерти, и о своем месте в мироздании. Во время своих необыкновенных приключений он сохраняет контроль над направлением пути, но не знает, что ему будет открыто. Он становится исследователем великолепного неведомого мира - исследователем уверенным и мужественным. Окончив путешествие, он приносит оттуда свои открытия того, чтобы помочь другим. Шаманское путешествие - одна из важнейших задач, стоящих перед ним. Она непременно должна быть выполнена. Основная форма этого путешествия - путешествие в Нижний мир. Чтобы совершить его, шаман пользуется обычно особым входным отверстием. Оно существует как в обычной, так и в необычной реальности. Например, среди индейских шаманов Калифорнии таким отверстием служит источник, особенно горячий. Предполагается, что шаманы проходят сотни миль под землей, входя через один горячий источник и выходя из другого. Про австралийских шаманов утверждается, что они ныряют под землю и выходят наружу, когда пожелают. В Африканской пустыне Калахари автор слышал рассказ шамана племени бушменов Кунг : „Когда люди пьют, я пляшу. Я вхожу в землю в месте, подобном тому, откуда люди пьют воду (источник), я путешествую по долгой дороге, очень далеко". Дуплистое дерево также может быть входом. Его используют шаманы Калифорнии, шаманы австралийского племени Аранда. Индейцы Кунибо следуют за корнями гигантского дерева катахуа вниз в землю, чтобы достичь Нижнего мира. В Шаманском Трансе корни становились черными спинами змей, по которым можно соскальзывать вниз, чтобы достичь богатых земель с лесами, озерами и реками, и странных городов, ярких как день, освещенных солнцем, которое исчезало из обычного верхнего мира, — ибо эти путешествия совершались ночью. Входом в Нижний Мир могут быть также пещеры, норы землеройных животных и даже особые дырки в земляных полах домов. Среди индейцев Твана северо-западного побережья Северной Америки, например, поверхность земляного пола часто просто взламывалась. Входы в Нижний Мир обычно ведут вниз в туннель или трубу, приводящие шамана к выходу в чудесные и необыкновенные места. Оттуда шаман путешествует куда хочет в течение минут и даже часов, и в конце концов возвращается вверх сквозь трубу (отныне называемую Туннелем), чтобы подняться на поверхность там, где он вошел. Прекрасное описание того, как шаман пользуется этим методом, дано Расмуссеном, описавшим эскимосов Иглулик, обитающих около Гудзонова залива: „...Для величайших шаманов путь открывается прямо из дома, откуда они призывают духов-помощников, дорога вниз под землю (если они находятся в палатке на берегу) или сквозь море (если это снежная хижина на морской льдине); по этой дороге шамана ведут беспрепятственно, он почти скользит, словно проваливаясь сквозь трубу, так пригнанную к его телу, что он может остановить движение, просто слегка надавив на ее стены; таким образом он может не падать стремительно вниз. Эта труба остается открытой для него - все духи-помощники заботятся об этом до тех пор, пока он не вернется назад." Когда эскимосский шаман возвращается из своего путешествия, люди в палатке или иглу могут издалека слышать, что он идет: шум от его прохода по трубе (которую его помощники держат открытой для него), усиливается, пока наконец его не выбрасывает наверх на свое место за занавеской." Большинство из тех, кто посвятил себя шаманской практике, совсем не считают туннель тесным. Обычно он широк и обеспечивает достаточно пространства для прохода. Иногда препятствия в Туннеле могут закрыть проход, но всегда можно найти трещину или дырку, через которую можно пройти. Если проявить достаточно терпения, обычно удается пройти через Туннель, не отказываясь от путешествия и не поворачивая назад. Иногда, спускаясь через Туннель, шаман оказывается поднимающимся или спускающимся по реке, которая может быть, а может и не быть частью Туннеля. Так, самоедский шаман Тавги, описывая свое первое путешествие в Нижний мир, рассказывал: „Когда я посмотрел вокруг, я заметил в земле дыру. Она становилась все больше. Мы (он сам и его дух-хранитель) спустились через нее и оказались возле реки, которая образовывала две протоки, текущие в разные стороны. Ну, отгадай, — сказал мой спутник, — одни поток течет из центра к северу, другой — к югу, в сторону солнца." Выдающиеся шаманы в Пути не только видят, но слышат, чувствуют и даже испытывают нечто, выходящее за границы обычного, так, этот самоедский шаман слышал своего духа-хранителя; женщина-шаман из племени индейцев Помо рассказывала мне, как она чувствовала, что под нею двигается гигантское животное-спутник, сопровождавший ее в путешествии сквозь туннель внутри какой-то горы. Среди индейцев Беллакула каждый дом имел в земляном полу отверстие, которым пользовались для прохода в Нижний Мир: „Мир под нами зовется Асинтаном." Описание Нижнего Мира получают в основном от шаманов, считающих, что они посетили его в трансе. Согласно утверждению одной старой женщины, полагавшей, что она посетила Нижний Мир в трансе, когда была маленькой девочкой, вход туда вел через дыру между порогом и очагом. Поразительно схожим образом вход в Нижний Мир описан индейцами Зуни (юго-запад Америки). В их круглых ритуальных хижинах на полу есть дыра, находящаяся между очагом и стеной. Пуэблоан Хопи, в отличие от Зуни, не имеют синапу (дыру в полу) , однако они считают странное скальное образование с дырой наверху, находящееся на некотором расстоянии от их села, входом в Нижний Мир. Все, что касается техники использования таких приспособлений, индейцы Хопи хранят в глубокой тайне. Современный рисунок, сделанный художником Хопи, наводит на мысль о мандалоподобным опыте с Туннелем. Концентрические круги мандал (картин для медитаций у тибестких монахов) часто похожи на ребристые стены Туннеля, и медитация на мандалу могут вызвать ощущения, подобные испытываемым при входе в Туннель. Джоан Вастокас заметила в одном из рассуждений о шаманском искусстве: „...концентрический узор кажется характерным для визуального опыта как такового и олицетворяет отверстие, через которое шаман проникает в Нижний Мир или на Небо, с помощью которого он проникает по ту сторону." Так, она указывает, что маски эскимосских шаманов имеют вид концентрических кругов, исходящих из пустоты в центре. Подобно этому в тибетском буддизме, находящемся под сильным влиянием шаманизма, мандала имеет вид круга, в центре подобного Туннелю, чтобы служить местом входа в миры богов и духов, изображенных вокруг него. Мишель Харнер "Путь шамана или шаманская практика" 1. 1. |