Шаман является ясновидящим, умеющим работать в темноте или, по крайней мере, с закрытыми глазами. Поэтому шаманы обычно занимаются практикой по ночам. Возможна работа и с открытыми глазами, но такого рода проникновение обычно бывает менее глубоким. В темноте давление обычной реальности ослабевает, уступая место необычной и давая возможность шаману сосредоточиться на важных для его работы аспектах. Но для шаманского ясновидения мало одной темноты; часто для вхождения в Шаманский Транс необходимы звуки барабанного боя, трещоток, пения и танцев.Шаманское озарение - это способность осветить мрак и увидеть в нем недоступное другим. Это может быть самым древним смыслом слова „озарение". Например, способность эскимосских шаманов Иглулик видеть называется „светом" или „просветлением"; это означает и буквальное умение видеть в темноте, и метафорическое видение - ибо он может даже с закрытыми глазами воспринимать прошлые и будущие события и схватывать суть вещей, скрытую от остальных. Ауа, эскимосский шаман Иглулик, так описывал свое шаманское озарение: - Я пытался стать шаманом с чужой помощью, но не смог. Я посетил многих знаменитых шаманов и делал им щедрые подарки... Я искал одиночества - и вскоре я стал очень печальным. Иногда я начинал плакать и чувствовал себя несчастным - неизвестно, почему. Затем все внезапно менялось, и я чувствовал великую необъяснимую радость, такую сильную, что я не мог сдержать ее; я должен был разразиться песней, состоявшей из одного лишь слова: „Радость! Радость!" Я пел во всю силу своего голоса - и вдруг посреди одного из таких приступов таинственного и неодолимого восторга я стал шаманом, сам не зная, как это произошло. Но я стал шаманом. Я видел и слышал иным способом. Я достиг озарения, волшебного света в мозгу и теле, и я смог не только видеть сквозь мрак жизни - но этот свет, невидимый людям, воспринимали духи Земли, Неба, Моря, Ветра - и вот они пришли и стали моими помощниками. Среди австралийского племени Упраджери шаман-неофит становится посвященным после окропления его „священной" водой, которая считается растворенным горным хрусталем. Он становится шаманом, когда он набит отвердевшим светом (т. е. кристаллами кварца). Аборигены чувствуют связь между изобилием света и сверхъестественными способностями (нимб вокруг головы шамана). Все время, пока шаман Хиваро излучает свет, он способен видеть в темноте и даже сквозь непрозрачные материалы. „Он выпил снадобье и тихонько запел. Постепенно слабые линии и формы появились в темноте, и резкая музыка духов-помощников зазвучала вокруг него. Сила волшебного снадобья питала их. Сначала анаконда обвила его голову, превратившись в золотую корону. Затем огромная бабочка повисла над его плечом и пела ему своими крыльями. В воздухе над ним плясали змеи, пауки, птицы и летучие мыши. На его руках появилось множество глаз, когда его духи-спутники пришли, чтобы осмотреть ночь - не таятся ли в ней враги. Воздух наполнился журчанием струящейся воды и, прислушиваясь к ее реву, он знал, что обладает могуществом Тсунги, первого шамана. Теперь он мог видеть." Шаманы часто работают в доме, погруженном в полную темноту, или позволяют разжечь небольшой костер или лампу - но иногда и слабый свет может помешать видению шамана. Так среди сибирских чукчей происходит шаманская сходка: „...началось, как обычно, в темноте, но когда шаман перестал бить в барабан, лампа была вновь зажжена и лицо шамана немедленно закрыто куском ткани. Хозяйка дома, которая была женой шамана, подняла барабан и начала бить в него легкими и. медленными ударами. Это продолжалось все время..." Автор, входя в Шаманский Транс, оставляет обычно на полу горящую свечу, и затем, когда он лежит на полу или падает, он просто закрывает глаза левой ладонью, чтобы туда не попадал свет. Когда шаман (постепенно или внезапно) падает на пол, говорят, что он „погружается". Этим словом описывается не только материальное действие, видимое всем окружающим; оно свидетельствует и о вере в то, что шаман в это время посещает иные миры — особенно подземный. Об эскимосском шамане говорят как о человеке, падающем на морское дно. Он падает не только на пол , но и в Нижний Мир. Источник: Мишель Харнер "Путь шамана или шаманская практика" 1. 1. |