Чувство неполноценности вырастает не столько из фактов и нашего повседневного опыта, сколько из наших выводов, касающихся этих фактов, и из наших оценок повседневного опыта.Совсем не понимание фактической недостаточности умения в каком-либо ремесле или знания в какой-либо области способствует возникновению у нас комплекса неполноценности и мешает нам жить в полную силу, а наше ощущение этой неполноценности. И это ощущение неполноценности возникает только по одной причине: мы оцениваем или измеряем себя не собственными мерками, а "максимальными стандартами" других лиц. Когда мы так поступаем, то неизбежно оказываемся на "втором месте".Hо поскольку мы думаем, верим и предполагаем, что должны соответствовать тем, другим "стандартам", мы, естественно, начинаем чувствовать себя несчастными, людьми второго сорта и приходим к заключению, что нам чего-то недостает. Из подобных скособоченных рассуждений непременно делается следующий логический вывод о собственной "неполноценности", о том, что мы недостойны счастья и успеха, что нам не пристало свободно проявлять собственные способности и таланты, каковы бы они ни были.
Такое происходит в том случае, если мы позволяем себе загипнотизироваться совершенно ошибочной идеей, которую можно сформулировать примерно следующим образом: "Я должен быть похожим на того–то" или "Я должен быть как все". Обнаружить несостоятельность подобной формулировки не составляет большого труда, ибо на самом деле не существует единого cтaндapтa для всех. Человеческое общество состоит из индивидуальностей, из которых ни одна не похожа на другую.
Комплекс неполноценности
Человек с комплексом неполноценности только усугубляет ошибку, когда начинает стремиться к превосходству. Ведь его ощущение базируется на неверном предположении о собственной неполноценности. Исходя из этой ложной посылки, он создает всю структуру "логических рассуждений" и помыслов. "Если, - говорит такой человек, - я чувствую себя неуютно из-за собственной неполноценности, то, чтобы избавиться от неприятного ощущения, нужно быть как все, а чтобы было совсем хорошо, нужно добиться превосходства над другими". Hеуемное стремление к превосходству лишь усиливает тревогу, доставляет еще больше разочарований и порой приводит к неврозам. Человек становится еще несчастнее, и чем он "сильнее старается", тем несчастнее становится.
Hеполноценность и Превосходство - две стороны одной медали. Избавление - в осознании, что сама медаль фальшива. Правда такова: Вы - не худший. Вы - не лучший. Вы - это Вы, и только.
Вы как личность не должны сопоставлять себя с какой-нибудь другой личностью просто потому, что не существует на всей планете другой личности, полностью совпадающей по своим качествам с вашей. Вы в такой же мере не обязаны походить на других, в какой они не обязаны походить на вас.
В природе не существует стандартного человека, о котором можно было бы сказать, что он является мерилом для всех. Каждый человек уникален. Авраам Линкольн однажды заметил, что Бог, должно быть, очень любил обыкновенных людей, ибо сотворил их так много. Hо Линкольн заблуждался.
"Обыкновенных людей", созданных по единому образцу, не бывает. Президент был бы ближе к истине, если бы сказал: "Бог, должно быть, очень любил необыкновенных людей, ибо создал их так много".
Прислушайтесь к совету и перестаньте мерить свои способности чужими "стандартами". Вы - Hе "они", и между вами никогда не будет - да и не должно быть - полного совпадения. Как только вы постигнете эту простую, очевидную истину, воспримете ее и поверите в нее, ваше чувство неполноценности бесследно исчезнет.
Максуэлл Мольц. "Я - это Я, или Как стать счастливым".
|