Тревога — это печаль, спроецированная в будущее.Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, какую–то неясную, а тем более вполне осознанную угрозу, человек напряженно ожидает беду, даже катастрофу. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются, пугаются, приходят в смятение и замешательство. К этому присоединяются ночные кошмары, бессонница, одышка, сердцебиение, головокружение, тошнота.Наиболее рельефно такая картина наблюдается при генерализованном тревожном расстройстве. Это — чрезмерное хроническое беспокойство и тягостные предчувствия, истоки которых «размыты» и не приурочены к какому–либо конкретному событию, объекту или ситуации.Как и у любого другого патологического проявления печали, у тревоги много разных причин. В частности, тревожность и связанные с ней черты -стеснительность, застенчивость, нерешительность, заниженная психологическая самооценка, обусловлены темпераментом. Более того, ученые обнаружили специальный ген тревоги и невротичности.
Он воздействует на способность головного мозга использовать нейромедиатор серотонин, недостаток которого провоцирует тревогу. Тем самым данный ген частично отвечает за тревожность и подверженность человека сродным с ней негативным переживаниям. Также в некоторой мере этот ген определяет нашу склонность к спокойствию и уравновешенности. Ген тревоги и невротичности можно условно считать «семенем порока», а саму тревогу — типичным «сорняком» на поле человеческой души.Однако нельзя все объяснять исключительно генетическими дефектами. Надо учитывать и воспитание, умение владеть собой, навыки общения, поддержку близких и т. д.Известно, что у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет наследственности, но и через подражание взрослым, принятие их образа мыслей и поведения. Родителям не всегда удается увидеть это в своей семье, поскольку поводы тревожиться у взрослых и детей зачастую различны. Кроме того, на ребенка воздействует и страх близких за него: как он справится с какой–либо ситуацией.
Ароматические ванны
Если дома постоянная тревожно–мнительная атмосфера и взрослые сами все время чего–то опасаются, такое состояние очень заразительно. Дети перенимают эту нездоровую форму реагирования даже на ординарные события жизни. Нарисуем портрет тревожного ребенка. С первых дней жизни он реагирует на все новое с осторожностью, склонен отступать, раздражаться или искать убежища у матери при встрече с незнакомыми людьми.Кажется, что он ожидает каких–то неприятностей. Ребенок чувствует себя беспомощным, опасается играть и приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичен. Такие дети и впрямь думают, что хуже других, что они самые некрасивые, неумные и неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения взрослых во всех делах.Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе и голове, головокружения, спазмы (ком) в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение и т. п.
|