Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.Что кроется под этим словом – «здоровье»? В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.Есть и другие определения здоровья человека:способность реализовать естественный врожденный потенциал человеческого призвания;обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей;здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии; здоровый человек - подвижный, открытый, живет в каждый новый момент жизни, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, эмоционален и терпим к другим.
И практически все определения здоровья сводятся к следующему пониманию его как интегративной характеристики личности, охватывающей как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний.
В древней Индии в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них - достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Последствия эмоции обиды и влияние ее на человека
В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, “омраченность” переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к таким настроениям, - считали они, - нарушает и парализует энергию, как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь. Восточная философия основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека противостоять недугам.
20 век многое дал человечеству: электричество, телевидение, современный транспорт. Но вместе с тем, современная жизнь человека характеризуется глубокой рассогласованностью природных, социальных и духовных ее основ. В прежние времена человек, растрачивая свои силы и здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. В результате этого “душа человека - потемки”.
Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении, не дожидаясь, когда возникает серьезная угроза для здоровья. И единственный путь - это наши собственные усилия в понимании, познании себя, в принятии на себя ответственности за свою жизнь и за свое здоровье.
|