В: В одном из интервью ты говорил, что каждый развивается по своему и у каждого что-то получается и что одним из направлений можно использовать сон и развиваться там. Что это дает? Как использовать сон для практики? Сон – это дверь. И она есть у каждого. Более того, мы каждую ночь открываем эту дверь, чтобы проветрить. Мы привыкли это делать, и нам не приходит в голову, что можно через эту дверь выйти наружу, посмотреть, что там. Можно провести эксперимент. Попробуйте сесть, расслабиться и закрыть глаза. Будет ли это сном? Если нет, то почему? Почувствуйте разницу между просто расслаблением и сном и попробуйте вызвать ощущение в теле, которого не хватает, чтобы получился сон. Если стало больше похоже на состояние сна, смотрим, чего еще не хватает. И так далее, можно по косточкам разобрать это состояние, узнать его природу. Если вы это сделаете, то узнаете много нового о том, как вы воспринимаете, как строится мир. Это шанс "пощупать" собственное восприятие. Вообще, про практики сновидения много всего написано. Не хотелось бы повторяться. У того же Кастанеды целый том этому посвящен. Правда, у многих возникают проблемы с осознанным входом в сновидение. Метод с руками не у всех получается. Могу предложить другой, более, на мой взгляд, понятный и эффективный. Суть вот в чем: ложитесь или садитесь, расслабляетесь, и начинаете мысленно делать какое-то простое движение, например, рукой. Вы делаете его так, чтобы как можно полнее воссоздать ощущения при движении во всех деталях. Получается, так называемое, идеомоторное движение. Чтобы ни происходило у вас в голове – ваша задача не прекращать делать это движение. Вас начинают атаковать посторонние мысли, потом они превращаются в образы, в живые картины, которые собираются в сон. Но вы все делаете и делаете движение рукой, и вдруг обнаруживаете, что делаете его уже во сне, который разворачивается вокруг вас. То есть, концентрация на движении – это мост, по которому вы переходите в сновидение, сохраняя осознавание. Здесь есть еще один интересный момент. Давайте задумаемся над тем, почему мы не можем осознать себя во сне. А не можем мы потому, что не привыкли делать это наяву. Я хочу сказать, что если у нас есть привычка осознавания наяву, она сама переносится в сон. На практике это воплощается так: в бодрствующем состоянии вы представляете себе, что вы во сне, и начинаете делать то, что делали бы, осознав себя во сне. То есть, вы практику сновидения начинаете практиковать наяву. Со временем она сама перенесется в сон, если, конечно, вы постоянно ее будете практиковать наяву. В: У меня бывают такие классные сны, в которых я становлюсь каким-то большим глазом, большим ухом – не знаю, как объяснить, которое все-все вокруг видит, слышит, ощущает на каком-то недоступном в обычном мире уровне. Во сне эго размягчается, и не так жестко привязывает нас к картине мира, к определенному состоянию сознания. Поэтому во сне часто бывают сдвиги восприятия в какие-то ценные состояния. Я думаю, у каждого бывали такие необычные сны, ощущение которых еще долго висело в сознании. После таких снов вы еще некоторое время смотрите на мир немного другими глазами. Такие сны – это, как раз, наиболее реальные моменты вашей жизни, это то, от чего можно оттолкнуться, куда стоит стремиться. Имеет смысл запоминать эти состояния и пытаться воссоздать их во время бодрствования, сделать нормой. В: А я потом после такого сна просыпаюсь и чуть не плачу. Причем у меня не всегда получается эти сны запускать, я еще толком не разобралась, как это сделать, чтоб результат был наверняка. К этому нужно идти. Целенаправленно и постоянно. И за это обязательно нужно платить. Жизнь сама назначает цену, будь то убеждения, пристрастия, привязанности, или еще что-то. Хотя, в конечном счете, все сводится к одному – платить придется собой, своим "я". Денис Зикеев |