Подсчитано, что в средней западной стране человек за свою жизнь является причиной смерти примерно 2 400 различных животных – от цыплят до кашалотов. Он их попросту съедает. Недаром вегетарианцы называют их «ходячим кладбищем». То, что это происходит обычно опосредованно, мало что меняет. Программный вопрос вегетарианцев: кто дал человеку право убивать «братьев наших меньших», как правило, предваряя и сопровождая эту казнь пытками? Ведь только меньшинство людей считает животных чем-то вроде биороботов, большинство же инстинктивно понимают, что животные тоже могут чувствовать и страдать, как и люди. Достаточно иметь в доме кошку, собаку или попугая, чтобы убедиться в этом. Никому не придет в голову съесть домашнего любимца. Напротив, члены семьи нередко по-настоящему горюют о потере. Получается скотный двор почти по Оруэллу: «все животные равны, но некоторые равнее». Наиболее безусловными резонами в пользу растительной пищи кажутся естественнонаучные и здравоохранительные. Таких немало. Достаточно посмотреть на строение зубов человека и сравнить длину его кишечника с таковым у хищников. То, как человек пьет, выдает его родство с травоядными. Переваривание растительной пищи требует больше воды, и человек ее засасывает, а не лакает. Даже психологически человек предпочитает растительную пищу животной. Павшее в лесу животное привлекает хищников, но отталкивающе действует на большинство нормальных людей. Попробуйте дать ребенку яблоко и живого цыпленка, и вы увидите, что он предпочтет съесть, а с чем поиграть. И это будет вовсе не игра в «кошки-мышки». Напротив, убийство живого существа может нанести непоправимый урон детской психике. Сравнение продолжительности жизни и способов пропитания также в целом свидетельствует в пользу растительного рациона. У эскимосов, питающихся исключительно мясом и рыбой, продолжительность жизни одна из самых коротких на планете. А жители южной Франции, где традиционна полу-вегетарианская диета (из свежих фруктов, овощей, оливкового масла, козьего сыра и рыбы), живут значительно дольше, чем в северной части страны, где в ходу всеядная диета (включая сало, говядину, масло, коровий сыр и сливки). Версии о недостатке неких аминокислот в растительной пище успешно опровергаются здоровым житием полных вегетарианцев до весьма преклонных годов. Основное таинство вегетарианства лежит в области духовно-эстетической. Неспроста к этой практике приходят внезапно, как к прозрению, понимая, что иначе путь к просветлению окажется более проблематичным. Немало приверженцев восточных религий, таких как Махатма Ганди, заявляли, что их духовное самосознание и опыт в значительной мере прогрессировали на вегетарианской диете. «Величие нации и ее моральный прогресс может измеряться тем, как в ней обращаются с животными»,- говорил великий гуманист, учивший народы одерживать победы самым эффективным способом: без насилия. В ХХ в. популярность вегетарианства росла медленно, но верно, параллельно с ростом озабоченности проблемами здорового питания, этическими и экологическими. В последние годы количество людей-хищников стало убывать: если в 1994г. вегетарианцы составляли лишь 1% населения США, то к 2000г. их число составляло уже 2,5%, и ежегодно оно увеличивается на 0,1%, то есть примерно на 333 тысяч. Понять их отчасти можно: «бегом от инфаркта» уже не спастись, вес не позволяет, а вегетарианская диета – единственная, эффективно и надолго гарантирующая обретение стройного телесного дизайна. В Великобритании вегетарианцами является 5% населения. Вера в то, что любая жизнь должна быть уважаема, потому что тело является внешней раковиной для духа, содержащегося внутри него, образует основу индуизма, буддизма и джайнизма. Большинство вегетарианцев мира – более 70% - проживает в Индии. Значительная часть индусов избрало вегетарианство в знак уважения к высшей форме жизни. Это не догма и не требование, оно рекомендуется как саттвичный (очищающий) стиль жизни. Светский текст тамилов Тирукурал провозглашал более 2000 лет назад: «Восприимчивые души, оставившие страсти, не станут питаться плотью, оставленной жизнью. Как может практиковать подлинное сострадание тот, кто ест мясо животного, чтобы нарастить собственное?» Древнейшая из религий учит, что вегетарианство лежит на пути к бытию святых. В древнеиндийских священных писаниях Ведах утверждается, что убийца животных не может наслаждаться посланием абсолютной истины. Последователи индуизма и джайнизма полагают, что пища формирует личность, настроение и ум. Мы есть суть того, что едим. Мясо способствует агрессивности и состоянию внутреннего беспокойства, известному как «раджас», тогда как вегетарианская диета развивает саттвичные качества, успокаивает ум и является существенным условием духовного прогресса. Ахимса (принцип ненасилия) принуждает каждого воздерживаться от причинения вреда любому живому существу, будь то физически, ментально или эмоционально. У животных есть душа, и что убийство животных имеет кармические последствия, которые неминуемо скажутся на вашей жизни. Абсолютно естественно идеи вегетарианства выглядят в буддизме – учении, которому присущи любовь и сострадание. Немаловажна идея возможной реинкарнации человека в животное и наоборот. Даже Будда в предыдущих жизнях, говорят, побывал в образе животного. Убийство животного или поедание его мяса является нарушением первой заповеди в буддизме («я обязуюсь воздерживаться от уничтожения живых существ»), а также плохо влияет на карму и нарушает принцип сострадания. Будда осуждал мясоедение, характеризуя его как невежественное и неумеренное желание. Буддийские монахи, желающие избежать отягчения кармы, не должны заниматься никаким мясным промыслом. По вредности он приравнивается к торговле оружием, людьми, алкоголем и ядами. В христианстве идеи ненасилия также присутствуют. Ранняя версия Евангелия от Матфея утверждала, что Иисус высказывался за вегетарианство, сам никогда не ел мяса и уничтожил еврейскую систему мясной жертвы, приносимой в храмах. Христианские посты исключают поедание мяса и кисломолочных продуктов. Сторонников религий, идущих от Авраама (евреев, христиан и мусульман) объединяет библейский идеал диеты райских садов, которой, по всей видимости, был фрутарианизм – питание – питание фруктами. В Библии говорится, как Бог позволил Ною (и, вероятно его потомкам) употреблять в пищу мясо животных – надо же тому было чем-то кормиться во время всемирного Потопа. Принято считать, что это было божественной уступкой человеческой слабости и греховности и одновременно наказанием, повлекшим сокращенную длительность жизни. Тора предписывает иудеям не причинять ненужной боли любому живому существу, будь то корова, ящерица или муха. Еврейская притча повествует, что хороший мясник при заточке ножа смачивать его своими слезами перед тем, как зарезать даже курицу. При необходимости взять другую жизнь следует придерживаться определенных правил. Никогда не следует есть мясо для утоления голода. Сначала нужно насытиться хлебом. Тот, кто делает это ради вкусовых ощущений и наполнения желудка унижает и себя, и животное. Коран разрешает мусульманам есть мясо, но также поощряет здоровое питание – что, как считают многие мусульмане, исключает мясные продукты, произведенные жестокими средствами промышленного скотоводства. Многочисленные исследования показывают, что они вредны для здоровья из-за высокого содержания в них жира, гормонов и антибиотиков. Например, под влиянием различных стимуляторов роста цыпленок на птицеферме достигает убойного веса меньше, чем за полтора месяца, вместо естественных трех. Столь быстрый рост является для птиц мучительным, за ним не поспевает рост костей и внутренних органов, их буквально распирает. Впоследствии нечто подобное происходит и с человеком. В даосизме считается, что человек был создан, как существо, использующее на 90% космическую энергию для поддержания своей жизнедеятельности, и только 10% ему требовалось земной энергии, которую он мог получить из растительной пищи. Но в результате неправильного подхода к жизни, произошла кардинальная переориентация в энергообмене организма человека, и основу его энергоресурсов составила грубая физическая пища, состоящая в основном из тел убитых животных, птицы и рыбы. При убиении каждого из них в их телах остаются остатки стрессовой, отрицательной энергии страха, которая в организме человека накапливается в почках, тем самым, разрушая их, и далее все остальное тело. Как и в иудаизме, в исламе кровь животного считается неподходящей для человеческого употребления, а процесс лишения животных жизни усложнен. Этим должны заниматься только праведные мусульмане, ежедневно совершающие пятикратные молитвы. Во время убоя они должны смотреть в глаза животного, пока его душа не покинет тело. Если животное производит много предсмертного шума, чувствуя приближение смерти, оно становится «харам» (запрещенным к употреблению). В этом заключен особый смысл – человек не отравляется выбросами «гормонов смерти», ужас которой животные чувствуют и переживают инстинктивно гораздо острее человека. Никакой кулинарной обработкой от них не избавиться и благополучно не переварить, как генетически измененный продукт. Действие веществ гнева, беспокойства, подозрительности и смертного страха особенно ярко проявляется во снах в ночь после плотоядных трапез. Безусловно, этика и вегетарианство это связанные вещи, но связанные какими-то хитрыми узами мирозданья. По материалам журнала «Алхимия» № 2 2006г. 1. 1. |